Ещё 24 сентября вышла новость:
“Правительство России внесло в Госдуму законопроект о повышении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%. Льготная ставка в 10%, по плану ведомства, сохранится для «всех социально значимых товаров».”
Пишу об этом через две недели, так как хотелось убедиться в том, что это не очередной вброс СМИ. И всё походит на то, что законопроект всё таки будет принят в силу. Разберёмся почему:
ℹ️ Что такое вообще НДС?
НДС (налог на добавленную стоимость)— это налог, который включён почти в каждую покупку: от хлеба до бытовой техники. Его платят компании, но по факту он закладывается в конечную цену товара, то есть платим его мы — потребители.
Например:
Стоимость чашки кофе 150 рублей, но нам её будут продавать за 180 рублей (150руб + 20%). А эти 30 рублей уплачиваются в бюджет государства (вообще механизм НДС чуть сложнее, но для понимания сути этого хватит).
📊 Почему государство хочет поднять НДС?
Ответ прост — дефицит бюджета, который нужно закрывать любыми способами.
Дефицит федерального бюджета за первые восемь месяцев 2025 года составил 4,2 трлн рублей. Это в три раза больше чем планировалось.
Также НДС является основной статьёй доходной части бюджета РФ и в 2024 он составил 25% от всех доходов (около 8,7 трлн рублей). Так что НДС — довольно прибыльное "дело" и его повышение однозначно увеличит доходы в казну РФ.
📉 Какие последствия?
— Давление на инфляцию. Предыдущее повышение НДС с 18% до 20% в 2019 году добавило инфляции 0,6–0,7 процентного пункта. Но позже всё нормализовалось. Так что, да, однозначно будет временная реакция цен на повышение НДС, но это скорее будет кратковременным эффектом.
— Удар по малому бизнесу. Одновременно с повышением ставки произойдет еще одно ключевое изменение: резко снизится порог доходов для уплаты НДС предпринимателями на упрощенной системе налогообложения (УСН) — с 60 млн до 10 млн рублей в год. Это значит, что теперь многие малые предприятия начнут платить НДС, который до этого могли не уплачивать.
💡Вывод:
Повышение НДС — это болезненная, но ожидаемая мера в условиях растущих бюджетных расходов. Для потребителя она выльется в дальнейший рост цен на большинство товаров и услуг, но "социальная корзина" останется защищённой фиксированной ставкой. Наибольший удар придется на малый и средний бизнес, которому придется либо повышать цены, теряя в конкуренции, либо искать другие варианты "выживания" на рынке.