Найти в Дзене

НПЗ стали использовать ароматические соединения, такие как толуол, в производстве бензина

Использование толуола действительно помогает заводам увеличить выпуск бензина, но эта мера имеет двойной эффект, создавая цепную реакцию на смежных рынках и порождая новые вызовы.

⛽️ Почему НПЗ стали использовать больше толуола?

Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России осенью 2025 года столкнулись со сложной ситуацией: высокий сезонный спрос на топливо совпал с внеплановыми ремонтами на предприятиях. Это привело к дефициту и росту цен — в некоторых регионах, например, в Крыму и Новосибирске, были введены ограничения на продажу бензина.

В этих условиях ароматические углеводороды, в частности толуол, стали эффективным инструментом для быстрого наращивания объёмов высокооктанового бензина. Толуол обладает высоким октановым числом (около 115-120), и его добавление позволяет получить больше топлива нужного класса из того же количества сырья. Как отмечают эксперты, заводы в октябре планируют максимальную загрузку мощностей по производству ароматики.

⚖️ Цена решения: последствия для рынка

Хотя эта мера помогает временно стабилизировать рынок бензина, её побочные эффекты уже проявляются.

· 💧 Сокращение предложения бензола. Толуол и бензол производятся из одних и тех же компонентов первичной переработки нефти. Когда сырье перенаправляется на выпуск бензина, производство бензола сокращается. Это создаёт его дефицит на рынке. По данным на начало октября 2025 года, сохраняется дефицит каменноугольного бензола, что ведёт к повышенному спросу на нефтяной бензол и росту его цены до 32–33 тыс. рублей за тонну.

Бензол является ключевым сырьём для химической промышленности. Он используется в производстве стирола, который, в свою очередь, необходим для выпуска пластиков, полистирола и другой продукции. Из-за дефицита бензола часть производителей стирола в октябре 2025 года могут скорректировать планы по выпуску на 15–20%, что уже вызвало рост цен на стирол.

По мнению экспертов, в чистом виде толуол как октаноповышающий компонент практически не используется и попадает в топливо в составе риформата. Повышенное содержание ароматических углеводородов в бензине может увеличивать склонность топлива к нагарообразованию. Кроме того, для радикального увеличения выпуска бензина обсуждались и более спорные меры, такие как временное разрешение запрещённой с 2016 года из-за токсичности присадки монометиланилина (ММА) или ослабление экологических стандартов до уровня «Евро-3».

Таким образом, активное использование толуола — это паллиативная мера, которая снимает остроту одной проблемы, но порождает несколько других. Стабилизация топливного рынка в долгосрочной перспективе требует более комплексных решений, направленных на восстановление полноценной работы нефтеперерабатывающих мощностей.