Текст и фото: Душевный шагомер
Железнодорожный вокзал в Шуе - визитная карточка города и настоящий телепорт в царскую Россию, его отреставрировали в 2020 году. Проект финансировало «РЖД», на него было выделено около 57 млн рублей (Источник).
Когда вокзал чуть-чуть состарится после ремонта, будет полный восторг. Завидую людям, которые увидят его впервые - выйдут из поезда на перрон в провинциальной Шуе Ивановской области, а там такая красота.
Железнодорожный терем построили в 1896 году
Закладка станции в Шуе состоялась 27 августа 1867 года. Вот что сообщалось в газетах: «После молебствия с водоосвящением первую тачку с землёй подвёз городской глава Н. А. Закорюкин». Главные торжества по открытию вокзала в Шуе состоялись в сентябре 1868 года, когда из Новок в Иваново через Шую проследовал поезд с почётными гостями - губернскими и церковными властями, учредителями железной дороги и её строителями. Поезд встречали горожане, глава города, на перрон принесли главную городскую святыню - чудотворную икону Шуйско-Смоленской Божией Матери. (Источник информации - современный музей на станции «Шуя»).
Первый железнодорожный вокзал в Шуе выглядел иначе. В 1896 году в связи с увеличением перевозок здание старого вокзала было перенесено на другое место, а на его месте был построен ныне существующий вокзал - с вестибюлем из красного кирпича и двумя «крыльями» из брёвен.
Вход был обрамлён белыми каменными колоннами, фасад обшит досками, а карниз, наличники окон и подзоры по краю крыши - декорированы деревянным кружевом. Это был настоящий железнодорожный терем с гордой вывеской «Шуя». Вот так всё выглядит на старых фотографиях.
При открытии станция Шуя была отнесена ко II классу, всего классов было четыре. В царской России это означало, что стоянка на такой станции была короткой, а паровоз меняли только у грузовых поездов. На станциях II класса строили вокзалы длиной 87 метров. Над каменными платформами обычно имелся навес для защиты пассажиров от осадков (в Шуе навеса не было, судя по старым фотографиям). Квартира начальника станции была тут же - на вокзале, должностная инструкция требовала его постоянного присутствия на рабочем месте.
Станции в Шуе могло и не быть!
Если бы не купец 1-й гильдии Иван Иванович Попов, представитель династии текстильных фабрикантов, благотворитель и почётный гражданин Шуи, который лично доказал в Министерстве путей сообщения, что дорога должна пройти через Шую, этой станции вообще могло бы не быть. Мало того, Попов вложил средства от продажи своей фабрики в постройку Шуйско-Ивановской железной дороги и станции Шуя. В течение 25 лет он ежегодно избирался в совет директоров родной жд дороги.
Реставрация. Есть к чему придраться
Во время реставрации 2020 года специалисты постарались вернуть вокзалу исторический вид, включая цветовую гамму здания и наличие слуховых окон. Был обновлён фундамент, подвал, технические и инженерные коммуникации, заменены все окна и двери, отремонтированы внутренние помещения. Увы, на фасад со стороны платформы не вернулись массивные фонари, скамеек на перроне стало явно меньше, а у входа не найти бочонка с питьевой водой... Но не будем придираться.
Декоративная башенка со шпилем и часами, которая в советское время была закрыта досками, приведена в порядок и снова украшает главный вход в вокзал со стороны города. Часы, похоже, бутафорские, реальное время не показывают.
Реставраторы убрали абсолютно всё советское из экстерьеров и интерьеров, чисто визуально вокзал соответствует царской эпохе с поправкой на современные материалы.
Меня очень смутил старославянский шрифт в совокупности с изображением дамы и джентльмена, как и вольный перевод самой таблички. «Зал ожидания» - Waiting room, а Seeting area переводится как «Зона отдыха». По смыслу не так уж и критично, но зачем?
Потолок украшен строгой лепниной и люстрами на цепях, по центру - фото старой Шуи в сепии, чугунные радиаторы так же в стиле «аля царская эпоха».
На вокзале есть детская игровая комната, доступен бесплатный беспроводный интернет, имеются розетки для зарядки гаджетов и санитарные зоны. А вот камеры хранения почему-то нет (сильный недостаток, на мой взгляд).
Музейные артефакты
Очень понравилось то, что в зале ожидания организован небольшой бесплатный музей, где можно увидеть форму работников царских железных дорог и всякие тематические вещицы. Например, посеребренную пряжку с надписью «КондукторЪ» и изображением двухглавого орла в короне.
Летняя форма носильщика Северной железной дороги со знаком отличия (№9).
Кокарда с надписью «Николаевская железная дорога» в честь императора Николая I, по инициативе которого была сооружена первая двухпутная казённая железная дорога в Российской империи. К 1913 году её протяжённость была более 1600 км. В 1923 году была переименована в Октябрьскую (в честь революции 1917 года). Так что это тоже предмет с историей.
Пассажиры любили похвалиться тем, что путешествуют по железной дороге, поэтому в царской России подобные открытки издавались большими тиражами.
Экспонаты размещены в стеклянных витринах, фотографировать было сложно, но поверьте на слово - музей интересный, стоит заглянуть.
Мать-поилица паровозов
Спасибо музею, узнали, что водонапорная башня на станции Шуя построена в 1868 году, и это единственное сохранившееся сооружение на Шуйско-Ивановской линии Северной железной дороги. Она служила для хранения и подачи воды в паровозы, а также для водоснабжения самой станции.
К началу 1960-х башня перестала использоваться по прямому назначению. В 2020 году обсуждался вопрос о её возможном сносе башни. К счастью, стоит! Объект имеет не только историческую и архитектурную ценность, но и инженерную. Башня стоит вплотную к рельсам, краны для заправки находились прямо в её стене, даже длинные шланги тянуть не надо было.
Дом путевого обходчика скоро рухнет
Чуть в стороне от помпезного вокзала стоит неприметный, заброшенный домик. Как оказалось, с историей. Вот что о нём сообщает вокзальный музей: «Сторожевой дом - образец служебного железнодорожного жилья, построен в 1868 году. Предназначен для постоянного проживания путевого обходчика (путевого сторожа), обязанного ежедневно осматривать и поддерживать в исправности закреплённый за ним участок пути. Из нескольких сотен подобных домов в пределах Шуйско-Ивановской железной дороги до наших дней сохранилось не более десяти». Дом, похоже, доживает.
Про ретро-поезд, «Ласточки» и «Орланы»
На вокзал в Шуе прибывают комфортабельные «Ласточки» из Москвы, рельсовые автобусы «Орлан» из Иваново, во время новогодние каникул можно приехать сюда из Москвы на ретро-поезде (расписание всегда можно уточнить в паблике ВКонтакте transport_ivanovo).
Всем мира и путешествий! Ваш Душевный шагомер. ♥ Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное. Были в Шуе, видели вокзал? Делитесь фотографиями, мнениями и впечатлениями в комментариях.
Благодарим за интересный материал "Душевный шагомер"
На сайте РЖД Тур можно найти интересные экскурсии на вокзалы Москвы и Санкт-Петербурга.
На нашем сайте уже открыто бронирование сказочных Новогодних поездов. Не опоздайте, еще есть выбор дат и категорий мест! ))
И не забудьте подписаться на наш Дзен, где вас ждет увлекательная информация о туристических круизах, размышления специалистов в области пассажирских перевозок, иные экспертные мнения, подробные описания экскурсионных программ, красивые фотографии и видео. Вся гамма наших туристических предложений — более 100 готовых туров — доступна для вас на сайте «РЖД Тур» 24/7.