Найти в Дзене

Власти Братска через сомнительные тендеры на сжигание мусора разбазаривают средства экоплатежей: есть ли признаки коррупции?

Чиновники мэрии Братска рискуют оказаться в центре громкого скандала. Получив сотни миллионов рублей из бюджета в виде экоплатежей, которые можно было бы направить на ликвидацию свалок и озеленение города, они, судя по всему, создали схему их неэффективного использования. Более того, описанные в этом материале факты могут указывать на признаки коррупции.

Существует ли в Братске «мусорная мафия» и коррупционная схема освоения экоплатежей с участием высокопоставленных чиновников?

Экоплатежи: деньги на экологию, которые не доходят до цели

С недавних пор в бюджет Братска начали поступать экоплатежи — средства, которые заводы-загрязнители выплачивают в качестве компенсации за вред, наносимый экологии. В 2025 году город получил значительную сумму — 500 млн рублей. Эти деньги можно было направить на озеленение улиц и ликвидацию несанкционированных свалок. Однако этого не произошло.

Как нам кажется, ряд чиновников разработали сомнительную схему расходования этих средств. Свалок в городе меньше не стало, программа озеленения близка к провалу, но кто-то явно обогатился. Выгоду, судя по всему, получает узкий круг бизнесменов, связанных с местными властями.

Ключевые фигуры: кто стоит за схемой?

В центре нашего расследования — руководитель Комитета промышленности и транспорта администрации города Братска Руслан Елизарьев и его деловые партнеры, на которых он работал до назначения в мэрию.

В июне 2024 года Руслан Елизарьев занял пост руководителя Комитета промышленности и транспорта. До этого он возглавлял ООО «Глонасс» (ИНН 3804116160). После его перехода в администрацию руководство компанией приняла его супруга, Екатерина Елизарьева (ИНН 382305975300). Учредителем же ООО «Глонасс» является бизнесмен Александр Козырев, контролирующий ряд предприятий, связанных с транспортировкой и утилизацией твердых коммунальных и бытовых отходов (ТКО и ТБО). Среди них — ООО «Сибтеко» (ИНН 3804027336).

В 2024 году ООО «Сибтеко» получило два крупных контракта от мэрии Братска на ликвидацию свалок. И здесь начинаются странности.

Сомнительные тендеры: сжигание вместо захоронения

В 2025 году мэрия Братска провела несколько крупных тендеров на ликвидацию свалок. Если ранее отходы захоранивали на полигонах, то в новых тендерах чиновники указали, что тонны мусора — опилки, пластик, бумагу — необходимо сжигать в специальных промышленных установках, инсинераторах.

По удивительному совпадению, инсинератор оказался в распоряжении бывшего работодателя Елизарьева — предпринимателя Александра Козырева. ООО «Сибтеко» приобрело в лизинг установку HURIKAN 1000, что дало компании стратегическое преимущество на заранее подготовленных тендерах.

Ограничение конкуренции и завышение стоимости

На рынке услуг по транспортировке и утилизации ТКО и ТБО в Братске и Братском районе существует жесткая конкуренция. Однако новое условие тендеров — обязательное сжигание отходов с использованием инсинераторов вместо традиционного захоронения на полигонах — серьезно ограничило круг потенциальных участников. Это требование фактически исключило из аукционов большинство конкурентов, не обладающих дорогостоящим оборудованием.

До 2024 года власти Братска никогда не выдвигали подобных условий. Более того, анализ стоимости услуг выявил вопиющий факт: цена контрактов была завышена в разы. При расчете себестоимости аналогичных работ с использованием традиционного метода захоронения оказалось, что сбор, транспортировка и утилизация отходов обходятся в 5–9 раз дешевле, чем при сжигании. Это указывает на явное завышение стоимости услуг в интересах участников схемы.

V класс опасности: обоснование или манипуляция?

Все тендеры были обозначены как «Оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов V класса опасности на территории города Братска путем обезвреживания (сжигания)». Выбор V класса, считающегося неопасным, вызывает вопросы. Согласно Федеральному закону № 89 от 24.06.1998, определение класса опасности требует проведения экспертизы и исследований, а документы, подтверждающие классификацию, должны быть предоставлены в Росприроднадзор. Однако данных о таких исследованиях в рамках тендеров нет, что может указывать на манипуляции с целью упрощения процедур и снижения контроля.

Признаки коррупции и необходимость расследования?

Совокупность фактов — от назначения Елизарьева на ключевую должность до искусственного ограничения конкуренции и завышения стоимости контрактов — указывает на возможное наличие сомнительной схемы по сговору бизнеса и чиновников. Признаки семейственности, деловые связи между участниками и использование административного ресурса для продвижения частных интересов требуют незамедлительного внимания со стороны правоохранительных органов и независимых аудиторов.

Ситуация в Братске поднимает серьезные вопросы о прозрачности распределения бюджетных средств и эффективности контроля за их использованием. Необходима тщательная проверка всех тендеров и контрактов, связанных с экоплатежами, чтобы установить, кто и каким образом извлекает выгоду из бюджетных средств, предназначенных для улучшения экологии города.