Спустя почти полвека после выхода на экраны «Служебный роман» остается не просто классикой, а знаковым явлением в отечественном кинематографе. Картина Эльдара Рязанова, вышедшая в 1977 году, навсегда вписала себя в историю советского кино, заняв по посещаемости 19-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. За блистательной игрой Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова, остроумными диалогами и трогательной историей скрывается не менее увлекательная история создания, полная курьезных случайностей, гениальной импровизации и творческих поисков.
1. Литературный спринт длиною в месяц. Удивительно, но фундамент для будущей киноклассики был заложен всего за 30 дней. Именно столько понадобилось неразлучному творческому тандему Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, чтобы создать пьесу «Сослуживцы» — прообраз знаменитого фильма.
2. Единственная и неповторимая Калугина. На роль Людмилы Прокофьевны не проводилось традиционных кинопроб. Рязанов, проявив редкую для советского кинопроизводства настойчивость, добился права снять Алису Фрейндлих без согласований с худсоветом. Это был беспрецедентный случай в его карьере, когда режиссеру безоговорочно доверили кастинг.
3. Кастинговый бунт Басилашвили. Олег Басилашвили был уверен, что его амплуа — лирическая героика Новосельцева. Он долго оспаривал решение Рязанова, видя себя на месте Мягкова. Однако, вжившись в роль циничного карьериста Самохвалова, актер признал гениальную проницательность режиссера, сумевшего разглядеть скрытые грани его таланта.
4. Верочка: от красотки до офисной иконы стиля. В оригинальной пьесе секретарша Вера была написана как классическая «девушка с обложки». Однако, адаптируя материал для Лии Ахеджаковой, авторы кардинально переосмыслили образ. Вместо длинноногой красавицы на экране появилась колоритная модница, чья эксцентричность и острый язычок мгновенно покорили зрителей.
5. Исчезнувший муж Верочки. Сюжетная линия с мужем Веры претерпела несколько радикальных изменений. Изначально его должен был играть Михаил Светин, но от этого варианта отказались. Позже на роль пригласили Александра Фатюшина, и даже успели отснять несколько сцен о конфликте из-за мотоцикла. Внезапная болезнь актера заставила переписать сценарий на ходу, оставив от супруга лишь гневные телефонные разговоры за кадром.
6. Типаж, который не спутаешь. Кастинг на роль Шурочки был одним из самых конкурентных. Но Людмила Иванова, пришедшая на пробы с опытом реальной общественницы из «Современника», оказалась настолько убедительна, что затмила других претенденток. Ее Шурочка стала эталоном советского активиста — настырного, но по-своему обаятельного.
7. Импровизация с «воскрешением». Эльдар Рязанов поощрял актерскую импровизацию, обещая «вырезать все лишнее». Этот метод подарил одну из самых смешных неувиденных сцен. По задумке режиссера, Людмила Иванова при виде «воскресшего» Бубликова должна была крикнуть: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!». Не готовый к этому Петр Щербаков тут же выдал гениальную реакцию: «Товарищи, спасибо за все!», — но в монтаже этой дуэльной импровизацией пришлось пожертвовать.
8. Гениальная находка в костюмерной. Создание образа «мымры» стало отдельным квестом для режиссера и актрисы. Бесформенные пиджаки и безвкусные юбки были найдены на задворках «Мосфильма». Но ключевой деталью стали старые очки оператора Владимира Нахабцева, которые он принес на съемки «на всякий случай». Именно они, надвинутые на нос Фрейндлих, стали финальным штрихом в портрете Людмилы Прокофьевны.
9. Рукописный бестселлер Ахмадулиной. Стихи Беллы Ахмадулиной, которые читала героиня Светланы Немоляевой, после выхода фильма обрели невероятную популярность. Парадокс был в том, что они не были опубликованы, и актриса несколько лет буквально вручную переписывала текст для многочисленных поклонников, превратившись в живой «ксерокс» для поэтических строк.
10. Авторский секрет Рязанова. Легендарные строки «У природы нет плохой погоды» долгое время были анонимными. Лишь спустя годы выяснилось, что автором этого хита, ушедшего в народ, был сам Эльдар Рязанов, скромно скрывавший свое поэтическое дарование.
11. Офис, рожденный в павильоне. Легендарное учреждение, где разворачивались основные события, никогда не существовало в реальности. Весь его мир — от аскетичного кабинета Калугиной до помпезного зала заседаний — был кропотливо построен декораторами в павильонах «Мосфильма», создав абсолютно достоверную иллюзию советской конторы.
12. Картина Модильяни как ключ к характеру. Мало кто знает, что репродукция в квартире Калугиной — работа великого Амедео Модильяни «Девушка в матроске». Эта тонкая деталь, которую легко пропустить, была гениальной режиссерской подсказкой, раскрывающей утонченный вкус и глубокую натуру, скрытую под серой шинелью «мымры».
«Служебный роман» был настолько тепло принят не только народом, но и чиновниками от культуры, что его тут же было решено выдвинуть на Государственную премию СССР. За кадром остались импровизации, нереализованные сюжетные ходы и долгий поиск образов. Но именно этот творческий союз гениального режиссера и блестящей актерской команды подарил миру фильм, который уже много лет остается эталоном тонкой комедии, мудрой и доброй к своим героям и зрителям.