В деревенском доме особенно заметно, как осень вступает в свои права. Проснувшись ранним утром, сразу чувствуешь в воздухе её прохладное дыхание. За окном уже не летний зной, а мягкая, свежая прохлада, смешанная с ароматом опавшей листвы и влажной земли.
Таня бесшумно раздвинула старенькие шторки и выглянула в чуть запотевшее окно, любуясь безмолвной природой осеннего утра.
Вчера вечером состоялся тяжёлый разговор с Мариной. Специальную речь Таня не готовила. Но постаралась как можно мягче сообщить дочери о своём диагнозе.
Оторвавшись от окна, она собрала волосы в хвост и, набросив шерстяную мамину кофту, которую вчера в шкафу нашла, вышла на крыльцо. Да ... Хороша картина. Хоть пиши. А сейчас, в её состоянии, особо остро всё воспринималось. Будто в последний раз Таня смотрела на окружающее её великолепие. Запоминая и вдыхая в себя каждый новый день своей жизни.
Она осмотрелась вокруг. Деревья в саду стояли словно в праздничных нарядах — клёны пылали алым пламенем, берёзы осыпали землю золотыми монетами листьев, а рябины красовались яркими гроздьями ягод.
Лёгкий ветерок поигрывал с листвой, заставляя её кружиться в медленном танце и оседать на землю шуршащим ковром.
В лучах утреннего нежаркого осеннего солнца капельки росы на траве переливались всеми цветами радуги. Даже глаза слепило от такой красоты.
Над землёй расстилался лёгкий туман, придавая окружающему пейзажу особую таинственность и очарование. Будто мягкое облако спустилось и окутало окрестности.
Таня жадно всматривалась вдаль, выйдя за калитку.
Вдали виднелись поля, где недавно убрали урожай, и теперь они будут отдыхать до весны.
Прикрыв глаза, Таня вслушивалась в окружающие звуки. Такие привычные, родные: кудахтанье кур, мычание коров, лай собак.
Из труб соседних домов поднимаются тонкие струйки дыма. С утра пораньше — хозяева топят печи, готовясь к новому дню. Уже нет летнего тепла в избах, и по утрам просыпаться довольно зябко. Избы ... Таня улыбнулась грустно. Она хоть и уехала в город, живёт там давно, а многие мамины словечки и просторечные выражения прочно закрепились в памяти.
Проморгав слёзы, Таня втянула тонкими ноздрями воздух, пропитанный этим вкусным особым осенним ароматом — смесью запаха прелых листьев, дымка от костров, где сжигают собранную листву, и спелых яблок из садов.
Таня вдыхала и вдыхала его в себя и никак не могла надышаться. Почему она не приезжала сюда раньше? Не привозила детей?
Всё работа, суета. Вечная гонка. Вот она стоит теперь на краю своей жизни и даже не знает, сколько ей отведено.
Таня вспомнила о сыне. Толик набегаться вчера никак не мог. Лохматый, красный, он быстро познакомился со своим ровесником, соседским мальчиком.
Это был сын Таниной одноклассницы, Вали. Изменилась Валюшка. Поправилась, домашнее хозяйство держит, трое детей. Муж вахтами работает. Машина хорошая. Всё степенно, гладко. Как и должно быть. Такому размеренному укладу невольно начинаешь завидовать и думать: а почему у тебя так жизнь комом сложилась? А всё потому, что Валя замуж вышла с умом, с расчётом. И ни о какой любви не помышляла, думая наперёд о своём будущем и будущем своих детей.
Таня недолго с ней поговорила. О себе рассказала самую малость. В основном, что всё нормально. С Валей они дружбу близкую никогда не водили. Просто в школе в одном классе вместе учились. Какие между ними откровения могут быть?
Вале есть чем похвастаться, вот она и похвасталась.
Пока Толик себе друга нашёл и был занят исследованием местных деревенских достопримечательностей, Таня, радушно распрощавшись с Валей, вернулась в дом.
Марина залипала в телефоне. Ей было скучно здесь. А выйти и пройтись по деревне она не горела желанием. Вот тогда Таня и решилась ей рассказать о своём диагнозе.
Сначала не поверила. Подумала, что мама так проверяет её, воспитывает, давит на совесть. А потом, увидев, что мама нисколько не шутит и не разыгрывает её, по дому заметалась. Говорить что-то начала, что, возможно, ошибка, что врачи и криворукими могут быть, или спутать вообще с чужими результатами. В интернет полезла, стала симптомы искать, истории других таких же больных.
В конце концов, отшвырнув мобильник куда-то в угол, Марина села на край кровати и, закрыв уши ладонями, уставилась в одну точку. Крупные слёзы медленно скатывались по её бледным щекам. Казалось, что она отключилась, выпала из этого мира.
Таня в душу к ней лезть не стала. Взрослая уже. Шестнадцать лет. Рассказала, потому что должна была. Чтобы не было потом неожиданностью, что ещё хуже для такой неокрепшей психики. Теперь пусть знает и думает, как дальше жить.
Продолжать ли эгоизм свой выпячивать наружу или попытаться повзрослеть.
-Доброе утро! - раздался совсем рядом громкий мужской голос.
Таня резко повернула голову. Мужчина был ей незнаком. Видно, не местный. Много их сюда приезжает. У кого дача, у кого родственники. Модным стало из большого города в деревенскую тишь уезжать на время.
-И вам доброе - вежливо поздоровалась Татьяна. Вообще-то ей ни с кем не хотелось поддерживать здесь беседы. С Валей и то вчера поспешила разойтись поскорее.
-Вы тоже дом здесь купили?
Незнакомец, видимо, решил завязать беседу с симпатичной соседкой. Таню накрыло раздражение. Будто ей до таких вот знакомств. Пусть и по-соседски.
-Это дом моей мамы. Она умерла, вот планирую продать - безо всякого энтузиазма ответила всё же Таня.
-Какое счастье, что именно вы мне попались. Меня Захар зовут. Я здесь строительный магазин планирую открыть. Население небольшое, но спрос думаю, будет. Чем в город куда-то мотаться. Попутно дом подыскиваю. Из большого города в деревню меня потянуло.
-Именно в нашу? - Таня зашла за калитку, собираясь как можно скорее в дом вернуться. Детям пора завтрак готовить, уж проснуться скоро.
-Ну а что? Чем хуже других? Был я как-то тут. У друга на свадьбе гулял. Руслан Воробьёв. Вот и врезались мне тогда в память ваши красоты.
Руслан? Женился? Таня занервничала. Одноклассник это её был, вместе за одной партой сидели, общались, дружили. Подозревала Таня, что Руслан, наверное, даже влюблён в неё был, но когда она замуж за Гришу выскочила, мешать её счастью не стал. Столько лет прошло ... Таня его больше и не встречала нигде.
-Вы извините, мне пора - Таня сделала шаг вперёд.
-Ну так что насчёт продажи дома? Я бы купил. О цене договоримся, в деньгах, если что не стеснён.
-Я подумаю.
-Подумайте. Я не тороплю, даже готов помочь документы все подготовить.
-Сама справлюсь - Таню уже конкретно стал раздражать этот сосед. По всей видимости, у бабы Оли комнату снял, раз с её участка выехал на своём велосипеде.
-Да я же от души - широко разулыбался Захар - ну да ладно. Ещё свидимся. Вы надолго тут?
-На пару дней, пока у детей каникулы в школе - Таня говорила отрывисто. Всем своим видом давая понять, что разговор ей не особо интересен.
-У детей ... Так вы с детьми здесь? - враз как-то поскучнел Захар - тогда пока. Но как покупателя меня в виду имейте, если что!
"Всенепременно" - пронеслось в голове у Тани. Ей опять стало дурно и захотелось полежать. Видимо, от переизбытка чистого и не загрязнённого ничем кислорода в деревне. Таня вдруг подумала, что и сама бы тут осталась. Только на что они жить будут? Тут и работы-то путной нет. Точнее есть, да зарплаты копеечные.
-Доброе утро - Марина уже проснулась и что-то готовила, помешивая периодически содержимое в маленькой кастрюле - на завтрак у нас овсяная каша. Только на воде. Молоко мы вчера забыли купить.
Таня просто молча подошла к дочери и уткнулась ей в плечо.
-Прорвёмся, мам - сдавленно произнесла Марина - обязательно прорвёмся.
Знала бы она ...