Найти в Дзене
Тульская служба новостей

Первую построил Иван Грозный, вторую проектировал автор собора Петра и Павла в Петергофе: под Тулой хотят восстановить уникальную церковь

Оглавление

Первый храм в селе Жеремино ныне Суворовского района Тульской области был построен в 16 веке самим Иваном Грозным в честь победы над врагом. Когда церковь обветшала, спустя несколько веков за проектирование новой взялся Василий Косяков – известнейший архитектор, строитель соборов в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе, Выборге и Батуми. Об истории уникальных храмов и самого села в рубрике «Заброшки Тульской области» рассказал блогер «Сталкер Знахарь».

История

«Богородицкая церковь построена в 1746 г. помещиком, коллежским асессором Григорием Даниловичем Темирязевым. Здание деревянное на каменном фундаменте. В 1893 г. было в прочном состоянии. Крыши церкви и колокольни покрыты железом и окрашены медянкой. Каменное здание постороено после 1893 г. Престол один - во имя Рождества Пресвятой Богородицы», – говорится в книге «Храмы Лихвинского уезда».

Первое известное упоминание села датировано 1494 годом. После пограничной войны 1487-1494 гг. Московского и Литовского великих княжеств на переговорах литовские послы требовали от Москвы возращения Литве ряда земель, в том числе и «Смоленских волостей», среди которых они называли Олопово, Порыски, Тарбеев, Жеремин, Озерск, Крайшино и др.

Примерно в 1504 году село упоминается в духовной грамоте великого князя Иоанна Васильевича о разделе по смерти его всего движимого и недвижимого имения детям своим:

«Да благославляю сына своего Семёна, даю ему Жереминъ».

Упоминание села в вышеуказанных документах говорит о явной значимости этого населённого пункта в те времена, считает «Сталкер Знахарь».

О достаточно древней заселённости этих мест говорит и находящийся в 30 километрах на северо-западе от Жеремино сильно распаханный курган, выявленный во времена археологических разведок в 1991 году.

Существуют даже версии, что в паре десятков километров от Жеремино в декабря 1610-го был убит Лжедмитрий II.

В XVII столетии недалеко от Жеремино проходила Перемышльская засека, созданная для защиты от набегов крымских татар. Засечные леса сохраняли и в следующем столетии, запрещая проводить здесь вырубку деревьев. По указу Петра I от 4 марта 1723 года виновных в рубке заповедных лесов следовало судить.

Так е сохранился очерк профессора кафедры церковного права Юрьевского университета М. Е. Красножена о поездке по Калужской губернии, где были упоминания о селе Жеремино.

В 1972 году Тульский педагогический институт выпустил книгу «Из истории Тульского края», где в повествовании о крестьянской реформе 1861 года есть упоминание о селе:

«Вследствие плохого качества почв в большинстве случаев калужские крестьяне отказывались оставлять за особую плату в своем пользовании отрезку на срок, указанный в «Положении», но в то же время малоземелие нередко вынуждало их брать в аренду отходящие от них земли на любых условиях. Лихвинский помещик Н. П. Арцыбушев предложил крестьянам (47 душ) с. Жеремино в аренду сроком на 5 лет, подлежащие к отрезке 311 дес. земли под лесом с покосом. Крестьяне имели право в этих угодьях употреблять валежник на свой домашний обиход, косить траву, собирать грибы и ягоды, и орехи, и прочие плоды. За таковое пользование этой землей крестьяне обязаны были охранять лес от порубок и порчи посторонними лицами, очищать от суши и негодных порослей и, кроме того, «вносить ежегодно по 1 руб. 25 коп. серебром с каждой десятины, всего 388 руб. 75 коп.».

Помещики

У селения было несколько владельцев. Среди них: Григорий Данилович Темирязев, Авдотья Матвеевна Темирязева, Анна Григорьевна Полозова, Иван Петрович Полонский, Михаил Федорович Сурин, Афанасий Федорович Сурин, Петр Яковлевич Арцибашев (Арцыбушев), Федор Иванович Страмоухов, Ирина Максимовна Чичерина. Никаких сведений о проживании этих помещиков в селе обнаружить не удалось. Но известно, что в населенном пункте было семь господских домов, и все они были деревянными.

В 1782 году в 49 дворах проживало 258 мужского и 248 женского населения. 19 душ крепостных крестьян принадлежали в Жеремино в 1813 году лейтенанту флота Петру Петровичу Арцыбашеву.

В 1824-ом. среди помещиков указанного села были лейтенант флота Пётр Петрович Арцыбашев, жена губернского секретаря Мария Михайловна Забусова, Николай Васильевич Киреевский, поручик Василий Михайлович Полозов, коллежский асессор Андрей Иванович Полонский, поручик Павел Николаевич Тимирязев, подполковник Александр Петрович Яковлев.

В 1859 году в 71 дворе проживало уже 351 мужского и 228 женского населения, а к 1914 году население удвоилось. До революции в Жеремино находилась в собственном здании земская школа. Она представляла собой учебное заведение с четырехлетним курсом, где дети, разделенные на четыре отделения, одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем.

Церковь

Из отрывка очерка профессора кафедры церковного права Юрьевского университета М. Е. Красножена следует:

«Добраться до села тем более трудно, что оно незаметно даже вблизи, так как старинная полуразрушенная церковь едва возвышается над крестьянскими избами. Тем не менее церковь эта представляет большой интерес для археологов. По народному преданию церковь эта построена была царем Иоанном Васильевичем Грозным. Доказательством справедливости этого может служить, находящаяся и поныне на кресте этой церкви корона».

Предполагается, что поводом для строительства церкви послужило то, что именно в этих местах во время остановки Грозный молился о даровании ему победы над врагом. Когда та была достигнута, царь приказал соорудить в том намоленом месте обыденную церковь, то есть возведенную в один день.

«Так и существовала эта церковь до половины XVIII столетия, когда она была перестроена помещиком коллежским ассесором Григорием Даниловичем Темирязевым (в 1746 г.). В церкви до сих пор сохранились очень древние «Царские врата» и некоторые иконы…», – говорится в очерке.

В дальнейшем в протоколе реставрационного заседания Императорской Археологической Комиссии рассматривалось прошение о разборке церкви, где отмечается «угроза подмывания ее рекой и крайняя ветхость». Новое место для строительства было примерно в 170 саженях (360 метрах) севернее деревянной близ кладбища на поле, принадлежащее церковному причту.

-2

Новый каменный храм строился с 1899 по 1909 год местным священником о. Александром Павловичем Смирновым за счет пожертвований.

4 ноября 1909 года состоялось освящение храма. В Калужском церковно-общественном вестнике отмечали, что погода в тот день была очень плохой: «Дороги испорчены так, что как говорится, ни прийти, ни проехать». При этом храм был полон молящимися.

В Калужском церковно-общественном вестнике № 36 от 20 декабря 1909 г. было написано следующее:

Внутри храм был разделен на теплый и холодный, имел духовое отопление. Лицевая сторона освященного алтаря была украшена резным дубовым иконостасом с новыми иконами и живописью.

«Вся утварь церковная, подсвечники, люстры, сосуды церковные, облачения престола, напрестольные кресты, евангелие - все это было новенькое, присланное разными благотворителями, а частью и приобретенное», – говорится в вестнике.

Первая жертва на созидание храма поступила от о. Иоанна Кронштадтского, а с его благословения присылали средства и другие. Немного, но были и «сторублевые жертвы».

«Большого труда стоило это дело собирания средств: на каждое письмо нужно было ответить, за каждую лепту поблагодарить, а присылали люди разных положений. Так и шло дело вплоть до русско-японской войны: были жертвы даже из Порт-Артура; но с этого времени дело жертвы значительно сократилось, а некоторое время и совсем остановилось, чем и объясняется некоторая затяжка в построении храма», – отмечали очевидцы тех времен.

«Сталкер Знахарь» обращает внимание на сохранившиеся чертежи храма и их автора. Они принадлежат известнейшему архитектору и мастеру русского и византийского стилей Василию Антоновичу Косякову.

-3
-4

На рубеже XIX – XX веков он был одним из самых выдающихся и влиятельных архитекторов столицы Российской империи. Его наследие – это десятки церквей, как например собор Петра и Павла в Петергофе, Морской Никольский собор в Кронштадте, Свято-Никольский морской собор в Лиепае и другие известные церковные здания и монастыри начала XX века.

Легенды

По воспоминаниям местных жителей, в давние времена в их селе был человек, который залез в окно и собирался спилить железные оконные решетки. Но Божья кара настигла его быстро, рассказали местные жители блогеру. Мужчина упал и сломал ногу. Да так, что она так и не смогла зажить, что привело к смерти.

Военные годы

Доподлинно неизвестно, сколько фашисты пробыли в Жеремино, но помимо них там так же обосновались и финны, которые оказались куда более жестокими, чем немцы.

По воспоминаниям местных жителей, приквартированные немцы даже подкармливали маленьких детей сладостями.

В годы оккупации села были задействованы старосты, которые заставляли молодежь работать на немцев. Многие ребята прятались в оврагах и других местах, не желая выполнять такие приказы. Некоторые жители села были связаны с партизанским отрядом села Песковатское, где находился будущий герой Саша Чекалин.

Сейчас в селе Жеремино установлен обелиск, посвященный жителям, которые погибли в годы Великой отечественной войны.

СССР

Примерно в конце 1920-х годов храм был закрыт. В советские годы он лишился колокольни и бокового притвора. Использовался в народно-хозяйственных целях и был заброшен. Еще в 90-ы использовался под склад для хранения газового оборудования.

В 1930-ые годы в селе Жеремино был образован колхоз «Светлый путь», который просуществовал до 90-ых годов. Первым председателем являлся Матвей Борисович Сафрошкин. В селе были коровники, свинарники, телятник, бычатник, курятник, мельница, магазин, кузница, детский сад, школа, медпункт и роддом. В 90-е колхоз развалился, и от административно-хозяйственных строений ничего не осталось.

-5
-6
-7

Настоящее время

Летом в Жеремино проживает порядка 200 человек, зимой около 20 постоянных. За последние 7 лет было оборудовано освещение, проведены газ и водопровод, асфальтирована дорога.

Любуясь красотой округи, местный житель Николай Фоменко посвятил селу стихотворение:

По Тульской области Ока,

Течёт, течёт издалека.

Местами слишком узкая,

А где-то мель затонная.

В лугах цветочки русские,

Вдоль берегов огромные.

Сегодня как-то облачно,

Но это всё же временно.

И изгибаясь лодочкой

Течёт вокруг Жеремино.

Ворчит родник под берегом,

Рассказывает прошлое

Качу, качу на велике

Водичка в нём хорошая.

Прохладная и тихая

За верхом, над обрывом

Упа впадает лихо

С Окой одним заплывом.

Церквушка, жаль заброшена

Затёрты лики - немы.

Деревня не обкошена.

С дождём, с водой проблемы.

А в целом пусть всё сбудется,

Ворчим, ворчим от старости.

Плохое всё забудется.

Я всем желаю радости!

-8

Величественное здание церкви, рассказывает «Сталкер Знахарь», сохранилось и радует необыкновенной архитектурой. Оно пустует и нуждается в реставрационных и восстановительных работах.

Храм обладает хорошей сохранностью общей объемно-пространственной структуры и представляет ценность по своими декоративно-художественными особенностями сохранившегося архитектурного облика. Очень хорошо сохранены библейские сюжеты и фрески, дошедшие до наших дней», – говорит блогер.

На основании приказа Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия в 2023 году «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, архитектор В.А. Косяков, 1899 – 1909 годы» стала объектом культурного наследия регионального значения.

Храм по-прежнему заброшен, но стараниями местных жителей поддерживается в чистоте и порядке. Проводятся субботники, в алтаре обустроены иконы и подсвечники. По инициативе блогера «Сталкера Знахаря» в сентябре 2025 года благочинный Суворовского района Владислав Артасов провел в церкви молебен. На службе присутствовало порядка 70 жителей села и окрестных деревень, а также гости из Суворовского района и Калужской области. После молебна прихожане вместе с благочинным совершили крестных ход вокруг храма. После этого была отслужена панихида по усопшим.

-9

По окончании службы, прихожане вместе с о. Владиславом устроили чаепитие по случаю большого праздника и обсудили дальнейшие перспективы и развитие храма. Блогер взял на контроль эту идею и создал инициативную группу, вместе с которой будут предприниматься меры по спасению святыни.

Следить за судьбой храма можно в группе Вконтакте.

О других исторических заброшках Тульской области можно почитать в специальном разделе.

-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24