Найти в Дзене

«Салтан» как апофеоз света

Петербургский театр «Зазеркалье» представил в Москве «Сказку о царе Салтане», открыв октябрьскую афишу X фестиваля «Видеть музыку»

Богатой на дорогостоящие гастрольные спектакли фестивальная афиша стала благодаря поддержке главного проекта Ассоциации музыкальных театров России со стороны Минкультуры и Президентского фонда культурных инициатив. В нынешнем году «Видеть музыку» – это семь опер из российских регионов и Белоруссии плюс знаковые постановки столичных оперных театров. Не всякому фестивалю такое под силу: «Золотая маска», например, подобными масштабами похвастаться уже не может. В сентябре в Москве показали оперы М. Богданова «Петр Первый» (Челябинский театр оперы и балета) и Н. и Е. Бирюковых «Белгородский полк. Засечная черта» (Белгородская филармония), октябрь обещает классику. И первым в это ряду оказался «Салтан» из «Зазеркалья».

Возможно, самая светлая опера во всей русской музыке появилась в репертуаре петербургского театра в прошлом сезоне. Обращение к ней приурочили к двойному юбилею – 225-летию Пушкина и 180-летию Римского-Корсакова (кстати, Николай Андреевич свою «Сказку о царе Салтане» тоже сочинил по случаю юбилея – столетия со дня рождения Александра Сергеевича в 1899 году). Однако дело не только в датах.

«Зазеркалье», хоть и детский театр, и зал имеет небольшой, но к «недетским» крупным операм обращается регулярно (в их числе «Пиковая дама» и «Отелло», «Кармен» и «Порги и Бесс», «Тоска» и «Богема», Россини, Моцарт и много чего еще). В постоянном репертуаре и Римский-Корсаков: «Снегурочка» с 2013-го и «Царская невеста» с 2018-го. В случае с «Салтаном» сходятся две линии развития «Зазеркалья»: стремление к классическому репертуару и ориентация на детско-юношескую аудиторию.

Сказки Римского-Корсакова, как и любая сказка (которая, как известно, «ложь, да в ней намек»), не так просты – поставленные в них проблемы весьма существенны и имеют прямое отношение к реальному житью-бытью. «Салтан» в этом плане, быть может, самая сказочная из корсаковских опер и, пожалуй, с самым добрым юмором, поэтому больше других позволяет обращаться с собой как с произведением без двойных доньев, почти как с «детским утренником» (хотя иногда ее и «актуализирут»: вспомним брюссельский спектакль Дмитрия Чернякова 2019 года).

Чаще всего «Салтан» появляется на сцене в виде лубка, скоморошье-площадного театра – и в этом сермяжная правда сочинения, где превалирует позитив. Именно так и подал его Александр Петров – основатель и художественный руководитель «Зазеркалья». Он уже ставил эту оперу в Мариинском (она с успехом идет с 2005 года) с художником «Зазеркалья» Владимиром Фирером, и эстетика обоих спектаклей идентична: добрая яркая сказка, расписная, словно игрушка в традициях народных промыслов, но в билибинской прорисовке (Фиреру помогал Александр Храмцов). Однако назвать новый спектакль повтором мариинского нельзя: пространство, технические возможности сцены, объем зала иные (в Москве «Салтан» прошел на сцене «Геликона»), да и адресность тоже имеет значение. В «Зазеркалье» опера играется на близком расстоянии от публики, спектакль получился интимнее, доверительнее, в партитуре есть купюры (но их не так много: даже грустновато-философские причитания Старого деда не купировали, как делают во многих облегченных постановках). К тому же режиссер вводит в действие четырех Шутов Гороховых (двух девушек и двух парней), которые и в трубы трубят, и в медные тарелки бьют, и между картинами произносят пушкинский текст, и выстраивают постоянный интерактив с залом.

Тьмутараканское царство Салтана – «кремлевские» кирпичные стены по бокам сцены и двуглавые золотые орлы, вышитые на красных же камзолах стрельцов, отсылают к Московской Руси. В новом городе Гвидона на острове Буяне угадываются венецианские черты, да и имя князя написано на знамени «по-западному»: Guido. Огромная роль отведена видеоконтенту (Игорь Домашкевич): многие (но не все) «чудеса» показаны средствами видеографики на заднике, причем решены в мультяшной эстетике. Действие на сцене не раз выплескивается в зал, веселя детей и их родителей. А когда Гвидон оборачивается шмелем, происходит невиданное: спеленутого полосатой простыней князя прячут за бутафорскими волнами синя-моря, вместо него в мгновение ока вылетает маленький квадрокоптер и, к восторгу публики, кружит над залом.

Но не только «развлекательное» присутствует в «Салтане» – есть и образовательная часть. Симфонический антракт «Три чуда» сопровождается «видеолекцией» по мастерской оркестровке Римского-Корсакова: на занавес проецируется мини-фильм о том, какими инструментами и какие эффекты достигаются. (Особо запомнилось скрипичное соло в исполнении концертмейстера оркестра Сандры Шиндер.)

Поют все в целом хорошо. Несказанно порадовали красотой голосов и сердечными интонациями «положительные» дамы – Елена Заставная (Милитриса) и Ольга Васильева (Лебедь). Выразительным гротеском блеснули «злодейки» – Ольга Шокель (Ткачиха), Анна Кочетова (Повариха) и Екатерина Курбанова (Бабариха). Ярчайшее вокальное впечатление оставил в партии Гвидона молодой солист Симеон Асеев: его звучный, красивый, полетный голос подарил опере настоящего героя, что с лихвой компенсировало слегка манерный стиль игры. Мощный, царственный голос продемонстрировал Андрей Удалов в партии Салтана. Из множества небольших партий запомнились Максим Левин (Старый дед) и Семен Фатыхов (Гонец): первый – острым звучанием и жалостливыми интонациями, второй – залихватской бравадой и вокальной свободой.

Оркестр и хор с задором вел музыкальный руководитель «Зазеркалья» Павел Бубельников. В его интерпретации «Сказка о царе Салтане» – заряженная на свет-позитив искрометная и поучительная история, в которой оркестровое и вокальное письмо Римского-Корсакова достигло небывалого блеска.

13 октября 2025 г., "Играем с начала"