Найти в Дзене
Искусство кино

Прощание с Кардинале, стабильный Баширов, пластичный Мортенсен: подборка главных материалов о кино за неделю 22.09 — 28.09

Оглавление

Подборка главных новостей, событий и материалов недели: интервью Эдварда Бергера, портреты Кардинале и Баширова, эссе о Терренсе Малике и сотрудничестве Мортенсена с Кроненбергом, история композитора-новатора Зденека Лишки, а также трейлер фильма из программы фестиваля в Сан-Себастьяне.

Эдвард Бергер про «Балладу о маленьком игроке»

    «Баллада о маленьком игроке», режиссер Эдвард Бергер, 2025 «Баллада о маленьком игроке», режиссер Эдвард Бергер, 2025
«Баллада о маленьком игроке», режиссер Эдвард Бергер, 2025 «Баллада о маленьком игроке», режиссер Эдвард Бергер, 2025

Оскароносный режиссер обсудил с The Hollywood Reporter новый фильм, который он определяет как поп-оперу. В интервью постановщик рассказал о выборе темы, влиянии личного опыта, интересе к незнакомому и работе с Колином Фарреллом, а также — о значении повествования от первого лица.

О личных переживаниях, созвучных фильму:

Для меня «Баллада» — это поп-опера. Я бы хотел как-то определить этот фильм. Прежде всего, мне нравится контраст между хрупкой душой персонажа Колина Фаррелла, лорда Дойла, и абсолютно безумном месте, где он прячется, хотя оно не дает ему покоя. Эта дихотомия была для меня очень интересной. С другой стороны, я не хочу анализировать свою жизнь, но если посмотреть на «На западном фронте…» и «Конклав», то [они] ведь привели меня в мир изобилия, удачи, возможностей и так далее. Внезапно вы сталкиваетесь с миром изобилия, и есть риск потерять себя в этом многообразии. Лорд Дойл находится в похожей ситуации изобилия, будь то стейк или омар, торт или шампанское. Он принимает все это, но ничто его не удовлетворяет. В конце концов ему приходится найти маленькое убежище в этом мире изобилия.

Об интересе к незнакомому:

<…> я склонен представлять себе фильм как разговор, который вы ведете с собой и другими людьми долгие, долгие годы. Когда вы исследовали эту тему, и вам уже нечего сказать, — значит, что вы сказали все. Тогда вы думаете: «Я хочу поговорить о чем-то противоположном, о чем я ничего не знаю». Так что же привлекает меня в фильмах? Вещи, о которых я не знаю достаточно, — и речь не обязательно про сюжет: это может быть стиль, чувство, жанр. И я говорю: «Я не знаю, как это сделать. Я хочу научиться и попробую исследовать этот мир». И меня тянет в этом направлении.

О повествовании от первого лица:

Я действительно погружаюсь в мысли и чувства определенного человека и пытаюсь заставить вас почувствовать то, что чувствует он. Я пытаюсь схватить вас за воротник и протащить по грязи, через Ватикан или Макао, вместе с этим персонажем — и сделать это очень висцеральным, ощутимым опытом. Я заставляю вас почувствовать то, что чувствуют они, и отождествить себя с ними, независимо от того, насколько трудно с ними отождествиться. <…> Поэтому все мои фильмы — от первого лица. Все они рассказывают про поиск некоего освобождения или мира.

Эссе о неспокойных образах Вигго Мортенсена у Дэвида Кроненберга

    «Преступления будущего», режиссер Дэвид Кроненберг, 2022 «Преступления будущего», режиссер Дэвид Кроненберг, 2022
«Преступления будущего», режиссер Дэвид Кроненберг, 2022 «Преступления будущего», режиссер Дэвид Кроненберг, 2022

Сэм Мур в Little White Lies исследует специфику ролей актера в четырех фильмах канадского визионера: «Оправданной жестокости», «Пороке на экспорт», «Опасном методе» и «Преступлениях будущего». Согласно авторской гипотезе, в них Мортенсен воплощает галерею мужских персонажей, которые не знают, как обрести покой. Их одновременно не отпускают прошлое и страх перед тем, что лежит за пределами устоявшегося самоощущения. Отторжение себя прежних и потенциального будущего выражается через акты внезапного насилия и экстремальную пластичность Мортенсена. Во всех фильмах актер подобен хамелеону: ему удается передать ощущение изменившегося «Я» персонажа, отчаянно рвущегося на поверхность. Наиболее ярко это отражено в «Преступлениях будущего», где на первый план выходят телесные метаморфозы героя, который постоянно пересоздает и переделывает себя. Мортенсен становится идеальным кандидатом, чтобы исследовать на экране ощущения человека, с которым воюет тело, а он не знает, как умереть.

Criterion прощается с Клаудией Кардинале

    «Леопард», режиссер Лукино Висконти, 1963 «Леопард», режиссер Лукино Висконти, 1963
«Леопард», режиссер Лукино Висконти, 1963 «Леопард», режиссер Лукино Висконти, 1963

Дэвид Хадсон вспоминает творческий путь легендарной артистки, ушедшей из жизни на этой неделе. Изначально она мало интересовалась актерской карьерой и тем более не стремилась стать звездой, однако после дебюта в фильме Марио Моничелли «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» сразу обрела популярность. Два года спустя Кардинале поработала с Лукино Висконти над «Рокко и его братья», а поистине звездным для нее стал 1963-й. Тогда актриса снялась не только в «Леопарде» Висконти, но и в «8½» Федерико Феллини, а также в своем первом голливудском фильме — «Розовой пантере» Блейка Эдвардса. Затем были «Однажды на Диком Западе» (1968) Серджо Леоне, «Фицкарральдо» (1982) Вернера Херцога и еще множество ролей у видных европейских режиссеров. Кардинале работала в кино вплоть до смерти — она ушла из жизни в возрасте 87 лет.

История чешского пионера электронной музыки Зденека Лишки

    Зденек Лишка Зденек Лишка
Зденек Лишка Зденек Лишка

Милош Хрох рассказывает в The Guardian историю полузабытого композитора, чья новаторская музыка звучала в десятках фильмов с конца 1950-х по конец 1970-х. Он начинал с рекламных роликов, но впоследствии поработал с такими режиссерами, как Карел Земан и Ян Шванкмайер. Сам Лишка говорил, что для него очень важно писать музыку с опорой на визуальный материал. «Он мог быть эксцентричным или авангардным, делать музыку по-диснеевски красивой, а еще любил вальс», — пишет Хрох. По его замечанию, композитор «мог найти ритмы, о которых даже режиссеры не подозревали», а нередко помогал монтировать фильм, предлагая варианты монтажа, подходящие к его музыке. Последние десятилетия архивисты и композиторы вели работу по поиску и реализации музыки Лишки: в данный момент чешский лейбл Animal Music уже второй год выпускает его саундтреки на виниловых пластинках.

Жизнь и фильмы Терренса Малика

    «Рыцарь кубков», режиссер Терренс Малик, 2015 «Рыцарь кубков», режиссер Терренс Малик, 2015
«Рыцарь кубков», режиссер Терренс Малик, 2015 «Рыцарь кубков», режиссер Терренс Малик, 2015

In Review Online опубликовали эссе Майкла Саутхарда о свежевышедшей книге Джона Блисдейла про режиссера-затворника «Волшебные часы: фильмы и скрытая жизнь Теренса Малика». В тексте рассматриваются параллели между судьбой постановщика и фильмами, поскольку, по мнению автора, биография способна пролить свет на необычные методы работы Малика и актуализировать даже его последние работы, которые не пользовались успехом ни у критиков, ни у зрителей.

Освободившись в юности от отцовского гнета, Терренс Малик стремился к интеллектуальной свободе. До прихода в режиссуру он искал себя в академии и журналистике, однако в конце концов оказался в недавно открытом Американском институте кино. С самого начала в его работах преобладали натурализм и спонтанность. Кроме того, по мнению Саутхарда, ключевой чертой фильмов Малика является свобода: причем не только тематическая, но и формальная. Особенно это касается его последних фильмов, где авторский стиль, формировавшийся десятилетиями, обрел более агрессивную форму.

В фильмах «К чуду» (2012), «Рыцарь кубков» (2015) и «Песня за песней» (2017) режиссер почти целиком отказывается от (связного) нарратива и визуальной логики. В них мы находим такие свойственные для Малика элементы, как внимание к природе, плавающая камера, скачки в повествовании и закадровый голос в качестве контрапункта. Еще режиссер последовательно нарушал каноны голливудского кинопроизводства: отдавал камеры в распоряжение актеров, снимал не по сценарию, монтировал по частям и так далее. Главным выводом эссе становится мысль, что последовательный отказ от голливудских стандартов и желания «нравиться» публике позволили Малику найти уникальные кинематографические средства для выражения трагедий собственной жизни.

Эссе к 70-летию Александра Баширова

    «Страна ОЗ», режиссер Василий Сигарев, 2015 «Страна ОЗ», режиссер Василий Сигарев, 2015
«Страна ОЗ», режиссер Василий Сигарев, 2015 «Страна ОЗ», режиссер Василий Сигарев, 2015

Максим Гревцев для КиноТВ разбирает творческий путь актера, за спиной которого «под две сотни характерных ролей и неоспоримое звание живого талисмана российского кино». По мнению автора, с начала карьеры в конце 1980-х Баширова всегда отличало «умение вероломно вторгнуться в повествование и посеять в нем хаос». Зачастую артист появлялся на экране в эпизодических ролях, но каждый его выход закреплял за персонажем — алкозависимым, люмпеном и прохиндеем — статус «стабильного архетипа героя любого времени на одной шестой части суши». В разное время Баширов работал с Сергеем Соловьёвым, Владимиром Бортко, Кириллом Серебренниковым, Василием Сигаревым и даже Сариком Андреасяном — возможно, потому, что его персонажей отличало «глубинное понимание трагического исторического процесса, вечно загоняющего простого мужика в лучшем случае на дно бутылки, в худшем — в изолятор».

Вышел трейлер «Если мы не горим, как нам осветить ночь»

    «Если мы не горим, как нам осветить ночь», режиссер Ким Торрес, 2025 «Если мы не горим, как нам осветить ночь», режиссер Ким Торрес, 2025
«Если мы не горим, как нам осветить ночь», режиссер Ким Торрес, 2025 «Если мы не горим, как нам осветить ночь», режиссер Ким Торрес, 2025

13-летняя Лора вместе с братом переезжает в дом маминого бойфренда, где поначалу чувствует себя некомфортно (особенно из-за оптимизма и набожности сводной сестры). Когда девушка начинает привыкать к новой жизни среди лесов и пальмовых плантаций Коста-Рики, она узнает о загадочных убийствах женщин, чьи тела обнаруживают в реке. Лора не очень верит, что это происки нечистой силы. Премьера игрового дебюта Ким Торрес состоялась на прошлой неделе в секции «Новые режиссеры» кинофестиваля в Сан-Себастьяне.