Найти в Дзене
Yuanming

11 вечных идиом из «Дао Дэ Цзин», раскрывающих глубочайшую мудрость Лао-Цзы и суть его учения

Оглавление

Хотя «Дао Дэ Цзин» состоит всего из 5000 иероглифов, его содержание охватывает Небо и землю, одновременно в полной мере описывая человеческие отношения и моральные аспекты [в его поэтических строках скрыты вечные истины о пути к внутреннему покою], а суть его — идиомы, которые можно назвать сутью мудрости Лао-Цзы.

1. Ясность самопознания

Источник — глава 33 «Дао Дэ Цзин»: Тот, кто знает других, мудр; тот, кто знает себя, просветлён.

Самопознание означает познание и понимание себя. Цзоу Цзи, о котором повествуется в книге «Стратегия сражающихся царств», * обладал глубоким самопознанием и не позволял чужой лести сбивать себя с толку.

Он сказал: «Наложница, которая восхваляет меня, боится меня; гости, которые восхваляют меня, хотят чего-то от меня. (*Книга по истории древнего Китая периода Чжаньго (V―III вв. до н. э.), которая содержит речи, беседы и послания, приписываемые историческим лицам, жившим в эту эпоху).

Самопознание достигается самосовершенствованием и самодисциплиной. Человек, который строго следует самоанализу и самодисциплине, часто обладает самосознанием. Однако людям часто бывает трудно этого добиться. Легко требовать от других и трудно требовать с себя.

Только по-настоящему понимая свои сильные и слабые стороны, избегая свои слабости и развивая свои достоинства, можно правильно определить своё место в жизни. Именно тогда, когда вы осознаёте свои недостатки, начинается прогресс.

2. «Будьте столь же осторожны в конце, как и в начале»

Из главы 64 «Дао Дэ Цзин»: Будьте столь же осторожны в конце, как в начале, и вы не потерпите неудачу.

В повседневной жизни обычные люди часто не могут довести начатое до конца, и не выполняют своих обязательств. Причины этого можно свести к двум факторам.

Во-первых, всё начинается хорошо, но заканчивается плохо. Люди очень серьёзны и осторожны и в начале, и в процессе, но ослабляют бдительность и требования к концу. Во-вторых, они нетерпеливы к достижению успеха. Они очень серьёзны в начале и в процессе, но когда уже близки к завершению, их одолевают отвлекающие мысли, желания и жадность. Они беспокоятся о прибылях и убытках, и в конечном итоге все их усилия оказываются напрасными.

Суть принципа «быть столь же осторожным в конце, как и в начале» заключается в том, что мы должны быть строги к себе и усердно выполнять то, что необходимо, при этом сохраняя «равнодушие к славе, к богатству и спокойствие для достижения далеко идущих целей», не забывая сохранять миролюбивый и спокойный настрой. Именно это часто называют тремя элементами успеха: усердие, настойчивость и позитивный настрой.

3. «Как прах и свет»

Источник – глава 56 «Дао Дэ Цзин»: Тот, кто оставляет свои желания, отказывается от страстей, притупляет свою проницательность, живёт в гармонии с миром, умеряет свой блеск, уподобляет себя пылинке, тот представляет собой глубочайшее воплощение.

«Жить в гармонии с миром» — значит сдерживать свою гениальность и сливаться с миром, не искать новизны и не выпячивать свою уникальность, сливаться с обществом и своим окружением. Не быть ни впереди, ни позади, — так можно избежать споров и позора.

«Умерь свой блеск, уподобься пылинке» – это и внешний способ взаимодействия с миром, и внутренний способ самосовершенствования. Все благородные люди с высокими моральными качествами должны обладать высоким духом, а те, кто не хотят мириться с другими, становятся эксцентричными. При этом эксцентричность имеет свои пределы, у неё тоже есть свои ограничения.

С другой стороны, даосские мудрецы, живя в обществе, хотя и обладают невероятными внутренними качествами и мудростью (символизируется «璧» — нефрит), выглядят очень просто и одеваются в обычную одежду. Он также развивает принцип «умерить свой блеск» – излучая свет, не ослепляя, и не привлекая к себе чрезмерного влияния. Эта мудрость одновременно ограждает от несчастий и, в то же время, представляет собой состояние совершенствования.

4. Познав мужское, сохраняй и женское

Источник – глава 28 «Дао Дэ Цзин»: Познав мужское, сохраняй и женское, становясь лощиной Поднебесной.

Познание мужского начала и одновременно защита женского — самый точный и надёжный способ понять общую ситуацию. Лао-цзы не просто призывает к «охране женского начала», но и ключ к этому — «познание мужского начала». «Познание мужского начала» не означает запугивание или неразумность, а, скорее, познание себя и врага, и назначение правильного средства.

«Охрана женского начала» не означает пассивное «позволение другим запугивать», а, скорее, пассивное, мягкое и сдержанное поведение. Притворяться незнающим, в то время как на самом деле всё ясно; притворяться бездействующим, в то время как на самом деле причина бездействия в невозможности действовать или в необходимости ждать подходящего момента для действия. В этом истинный смысл познания мужского начала и защиты женского начала.

5. Чем больше сберегаешь, тем больше теряешь

Источник – глава 44 «Дао Дэ Цзин»: Слава, жизнь — что важнее?.. Прибыль, потеря — что ценнее? Много обрёл — больше потеряешь. Крепче берёг — легче растратишь. Кто знает меру — не знает разочарований.

По мнению Лао-цзы, стремление к славе, богатству и сохранению жизни в определённой степени несовместимы друг с другом. Чрезмерная любовь к славе и богатству неизбежно приведёт к большим тратам, и чем больше накопление, тем больше потери.

«Чрезмерное сокрытие» означает чрезмерное стремление к материальным благам. Человек, целеустремлённо стремящийся к материальной выгоде, прибегает к различным уловкам для удовлетворения своих желаний. Эта неправедность создаёт ему неблагоприятную карму, которая неизбежно даст обратный эффект.

«Чрезмерное накопление ведёт к большим потерям» — это не только материальные потери; это также потеря энергии, личности и моральных качеств. Те, кто гонятся за эгоистичными желаниями, часто одержимы богатством, материальными благами, сексом и властью, и их неустанные стремления в конечном итоге приводят к катастрофе.

6. «Несчастье — основа благословения; благословение — корень несчастья»

Источник – глава 58 «Дао Дэ Цзин»: Несчастье — основа благословения; благословение — корень несчастья.

Причина, по которой несчастье может обернуться благословением, заключается в том, что, когда человек оказывается в опасности или бедствии, он искренне желает обрести мир и может глубоко понять принципы поиска мира, особенно когда он боится и почтителен в своём сердце, старается быть осторожным в своих словах и действиях.

Удача может обернуться бедой, если, пребывая в благополучии, человек не задумывается о возможных трудностях, и позволяет себе потакать роскоши и излишествам. Это приводит к гордости и небрежности в словах и поступках, а также к легкомысленному поведению, высокомерию и даже притеснению других людей.

«Делать добро – как трава в весеннем саду: не видишь, как она растёт, но она растёт каждый день. Делать зло – как точильный камень: не видишь, как он стачивается, но он стачивается каждый день». Удача и неудача могут незаметно увеличиваться и уменьшаться, и тому, кто не обладает мудростью, трудно их заметить.

7. «Небеса воздадут тебе»

Источник – глава 30 «Дао Дэ Цзин»: Кто служит главе народа посредством Дао, не покоряет другие страны при помощи войск, ибо это может обратиться против него. Где побывали войска, там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы.

В Интернете есть очень популярная поговорка: «Если бездельничаешь, рано или поздно придётся отвечать». Это закон природы.

После того, как вещи достигают своего предела, они неизбежно превращаются в свою противоположность. Поэтому настойчивое стремление к цели, независимо от последствий, не считаясь ни с чем, считается неправедным поведением, и это обязательно приведёт к быстрому упадку и гибели.

Насилие неизбежно порождает насилие, и только мягкие стратегии могут его нейтрализовать. Не прибегайте к насилию для решения проблем. Относитесь к другим с добротой и справедливостью, избегайте агрессии и гнева, не присваивайте себе заслуг за свои успехи. Не переусердствуйте. Сохраняйте сострадание, ставьте людей на первое место и цените гармонию.

8. Знать чувство меры — значит не быть униженным

Источником является глава 44 „Дао Дэ Цзин“: Кто знает предел, тот не будет подвергаться опасности. Он может стать долговечным.

Быть довольным не означает довольствоваться существующим положением вещей, быть самоуспокоенным, не обращать внимания на проблемы или избегать конфликтов. Напротив, это означает признать, что время, энергия, мудрость и возможности людей ограничены, и что невозможно удовлетворить все желания или достичь совершенства.

Поэтому следует проявлять умеренность в своих требованиях и действиях, зная меру и не выходя за рамки возможного и должного. Если же слепо стремиться к недостижимому или ненужному и постоянно спешить, то жизнь не только будет жалкой, но и может привести к полному краху.

9. Знать, когда остановиться, чтобы избежать опасности

Источником является глава 44 „Дао Дэ Цзин“. Мы должны знать, когда остановиться. Знание, когда нужно остановиться, отвращает беду. Дао в мире, как река, что впадает в море.

В современном мире одни люди встречают жизнь спокойно, зная меру и наслаждаясь ею. Другие же, напротив, прямолинейны, не способны адаптироваться и не знают меры. Несмотря на свои таланты, они часто вызывают зависть и становятся невинными жертвами. Третьи, выставляя напоказ своё богатство и благосостояние, сами навлекают на себя беду.

На протяжении всей жизни человека часто учат и поощряют: „Продолжай прогрессировать и продолжай стремиться“, и мало кто советует людям „быть реалистами и знать меру“.

Движение вперёд — это смелость и направление; сдержанность — это мудрость и тоже направление. Чжан Лян из династии Хань спас свою жизнь, потому что умел оценивать ситуацию и принимать мудрые решения. Когда Лю Бан стал императором, Чжан Лян добровольно отказался от престола, запросив лишь титул маркиза, что позволило ему сохранить жизнь. Напротив, тщеславный Хань Синь, не умеющий вовремя остановиться, в конце концов встретил свой конец, подобно тому, как „когда хитрый заяц убит, ― гончего пса варят в котле“.

10. Подлинное мастерство и мудрость могут выглядеть простыми

Источник — глава 45 „Дао Дэ Цзин“: Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже на глупость; великий оратор похож на заику. Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создаёт порядок в мире.

Эта глава тоже очень интересна. А что, если верно обратное? Тот, кто кажется очень способным, не обязательно самый сильный; тот, кто кажется особенно наполненным, не обязательно самый удовлетворённый; тот, кто кажется особенно честным, не обязательно самый честный; тот, кто кажется самым талантливым, не обязательно самый умный; тот, кто кажется самым красноречивым, не обязательно самый красноречивый.

И это так, иначе поговорки „тщательно скрывать свою истинную силу“ и „настоящие мастера не раскрывают своего истинного лица“ не были бы так глубоко укоренены. Многие персонажи романов Цзинь Ёна о боевых искусствах похожи на них: чем они могущественнее, тем незаметнее; и чем мощнее их кунг-фу, тем неуклюже они выглядят, словно богоподобный монах, который метёт пол, или тяжёлый меч без клинка Дугу Цюбая.

Одной мощной и прямолинейной силы достаточно, чтобы преодолеть или разрушить множество сложных планов или ухищрений, а одно достоинство скрывает сто недостатков. Мастера кажутся скромными, потому что их навыки настолько сильны, что это даёт им уверенность в своих силах.

Нужны ли навыки? Да. Но перед превосходящей силой даже самые тонкие и сложные навыки выглядят малозначительными. Честно говоря, накапливать свою собственную силу важнее всего остального.

11. Удовлетворенность — корень счастья

Источник — глава 46 „Дао Дэ Цзин“: Нет большей беды, чем не знать меры. Нет большего зла, чем быть в плену у желаний. Поэтому знание меры ведёт к постоянному удовлетворению.

Довольствоваться малым и быть постоянно счастливым — это не значит мириться с текущей ситуацией и замыкаться в своём коконе. Такое удовлетворение приносит счастье, которое не может длиться долго. Нужно остерегаться бесконечных желаний, а также знать, что погоня за желаниями может принести несчастье. Как этому противостоять? Ответ прост: нужно „знать меру“.

Независимо от того, удовлетворён человек или нет, это не меняет его реального положения в жизни. Поэтому счастье, которое приносит чувство удовлетворённости, не связано с реальностью, а представляет собой духовное состояние, где человек превосходит стремление к славе и выгоде.

Чтобы достичь этого состояния, мы должны знать своё положение, понимать свою цель, свои способности и использовать свои возможности. О том, что тебе не принадлежит, не стоит слишком много беспокоиться; наслаждайся тем, что твоё, чтобы успокоить свои иллюзии или несбыточные мечты.

Проблемы в основном связаны с „ненасытностью“. Удовлетворённость, даже если она не может изменить текущее состояние дел, способна устранить беспокойства. Осознание и принятие настоящей ситуации может привести к уменьшению тревог, что и является одной из конечных целей, к которой стремятся люди, независимо от того, что именно они преследуют.

Таким образом, люди могут обрести долгосрочный покой, изобилие и счастье. Наблюдая за различными ситуациями в мире через призму концепции „спокойствия“ или „невозмутимости“, можно понять, в чём заключается гармония между активностью и покоем, а также рациональные принципы выбора и отказа.