Найти в Дзене
Газета "Приазовье"

Как неудача Петра I отложила освоение Юга на 70 лет

Кандидат исторических наук Андрей Николаевич Масловский, опираясь на письменные источники, раскрывает, что происходило до и после Азовского осадного сидения казаков, какие загадочные и яркие драмы разыгрывались на нашей земле в Петровский период, какие силы столкнулись в этом историческом водовороте.

В этой части он рассказывает, как искусная дипломатия и щедрая взятка спасли русскую армию от катастрофы на Пруте, позволив ей выйти из окружения с оружием и знаменами

Продолжение. Начало в №14 от 03.04.2024 г.

В спасении русской армии во время неудачного Прутского похода заслуга Екатерины была много скромнее. Она не делала большей части приписываемого ей. Она просто вытащила в нужный момент Петра I из его палатки и заставила хоть как-то действовать. Шафиров сделал больше, большей частью позволяя говорить туркам.

Петр I не скупился на награды, понимая, что именно он виноват в неудаче. Выше всех был оценен генерал Ренне. Захват им Браилы стал самым ярким успехом русской армии летом 1711 г. Он стал кавалером ордена Андрея Первозванного. Повышение в чине, поместья и деньги получили многие генералы и офицеры. Не забыли и солдат. Им выдали по рублю. На эти деньги солдаты устроили «зело много шумных питей».

Благодарность своей жене Петр сохранил на всю дальнейшую жизнь. В русской армии царица также обрела популярность. Большинство людей, знакомящихся с историей этой эпохи, недоумевают почему Екатерина стала после смерти мужа императрицей? Как самостоятельная правительница она себя, конечно, никак не проявила, но за те часы в лагере на реке Прут, она заслужила свое место в ряду выдающихся государственных деятелей русского государства. Для Шафирова благодарность оказалась не столь долгой. В дальнейшем этому незаурядному государственному деятелю пришлось пережить немало злоключений, включая смертный приговор, театрально отмененный в последний момент.

События, произошедшие в течение трех лет

Несмотря на события трех последующих лет именно 11 июля 1711 года на берегу далекой от Азовского моря реки Прут Россия потеряла столь дорого доставшийся ей Азов и только что отстроенный свой первый морской флот.

Обычно в этом месте историки говорят о том, что зато смогли довести до конца войну со Швецией и получили берега Финского залива. Вот только это ничего не объясняет. Предсказать ход истории России при другом исходе Прутского похода точно, разумеется, невозможно. Любая альтернативная история для своего обоснования требует учета массы факторов. Однако, в целом понять последствия этой неудачи нетрудно. Более чем на 70 лет было отложено освоение южных регионов, прилегающих к Черному и Азовскому морю. В новых войнах России ее армии вновь приходилось сражаться за Азов и опираться при этом на базы снабжения, отстоящие от моря за сотни километров.

Отступление от исторических событий

А ведь все могло пойти совсем по-другому. Если бы Азов остался русским, продолжилось бы заселение Приазовья. Во время следующей войны двадцать лет спустя, опираясь на Азов и крепости в Запорожье русская армия действовала бы намного эффективнее. Поддержка флота помогла бы добиться намного большего. Возможно, уже в 1740 г. Россия вышла бы к берегам Черного моря и получила Крым с его стоянками для флота. Гораздо раньше началось бы заселение Прикубанья.

Следующая война при Екатерине II велась бы не за устье Днепра, а уже за устье Дуная. Кто знает, может благодаря этим выигранным десятилетиям Российская империя сумела бы добиться своей заветной цели – изгнать турок с берегов Черноморских проливов и воссоздать Византийскую империю.

А насколько дальше продвинулось бы экономическое развитие страны? Насколько иначе пошла бы ее история? Возможно раньше начался бы промышленный переворот. Раньше началось бы развитие промышленности Донбасса. Может политический центр страны все же переместился бы на юг? Ничего этого не случилось. Мы не зря так подробно рассмотрели историю этой злосчастной военной компании. В ней немало событий, которые было вполне реально предотвратить.

Повороты истории. Если бы удалось…

Если бы удалось захватить Карла XII в плен. Если бы план военной кампании был менее амбициозен. Если бы в начале 1711 года была эффективно организована оборона южных рубежей от татарских набегов. Если бы была организована эффективная разведка и заранее проработан маршрут. Если бы не было задержек в движении и подвозе провианта. Если бы численность кавалерии была больше. Если бы армия, оставленная в Приднепровье, сумела бы сковать войска крымских татар. Если бы армией руководил генерал, пусть даже не гениальный Шереметев, а не царь. Если бы был выделен авангард, который выйдя заранее к месту переправ через Дунай предотвратил бы переправу турок.

Если бы велась разведка, которая заранее определила бы местоположение турок. Если бы авангард, зафиксировавший переправу турок через Прут, возглавлял нормальный воевода прежних нет, а не невнятные иноземцы Янус и Моро, то турки могли потерпеть поражение 7 июля. Если бы не присутствие Петра I, то после самоубийственной атаки янычар вечером 9 июля контратака могла принести русской армии блестящую победу. Даже утром 10 июля атака принесла бы успех. Даже если бы русская армия потерпела поражение, но в ней не присутствовал царь, то и тогда Азов остался бы русским.

Размышления историка

Мы не случайно перечислили эти «если». Возможности сделать иначе были. Вот только, к сожалению, вместо нормального главнокомандующего в армии был царь, который был подвержен приступам паники в случае, если события начинали идти непредсказуемо и об этом было многим известно, включая самого царя. В итоге результат Прутского похода если и не был катастрофой, то был неудачей с далеко идущими последствиями.

Пока же реакция на итоги Прутского похода в европейских столицах была разной. В Польше – исчезновение угрозы турецкого вторжения уже было воспринято, как победа. В других странах в разное время об этом говорили с недоумением или со злорадством, но несомненно, что репутация русской армии, вознесенная на высоту после битвы при Полтаве, была сильно подмочена. Слухи о плохом состоянии русской армии активно стали распространять уволенные с русской службы генералы и полковники. До Петра с большим опозданием все-таки дошло, что иноземцы вовсе не военные гении. Кто знает, на сколько лет все это затянуло Северную войну.

Соблюдение условий мирного договора

Царь честно собирался соблюсти условия мирного договора. Всего через несколько дней после того, как русская армия, во главе с царем, оказалась в безопасности, и Петр восстановил свое душевное равновесие, он распорядился не передавать Азов и не разорять другие крепости до того момента, пока мир не будет ратифицирован султаном, а Карл XII не будет выслан из Молдавии.

Турки и сами были рады выставить шведского короля за дверь. Рассматривались самые разные варианты его путешествия, включая фантастические. Его лагерь был обложен войсками. Ему сократили выдачу денег на продовольствие. Старались перехватывать всех курьеров. Они даже предлагали польскому королю напасть на Карла XII при его проезде через Польшу и обещали, что турецкий конвой не будет вмешиваться. Шведы, однако, предполагали, что-то подобное и никуда уезжать не спешили. Они готовы были сражаться с турками.

В результате, несколько месяцев прошли в напряженной переписке. Турки требовали конкретных сроков. Русские вывозили имущество из крепостей, но поспешали медленно. Четыре корабля Азовского флота были проданы Турции, которая отказалась пропускать их через проливы на Балтику. Турки, так же постоянно обещали выдворить шведов.

Несмотря на мир с турками война в Приазовье продолжалась

Еще в начале 1711 года был задуман поход в Прикубанье на ногаев. Участие в нем должны были принять калмыки и кабардинцы. До начала этого похода, ногаи, по своему обыкновению, совершили набег дойдя до Пензы и Саратова. Поход на ногаев начался только в июле, когда события на реке Прут были близки к развязке. Заметного эффекта поход не имел, хотя все его участники, включая кабардинцев, заявляли о своих победах.

Война крымских татар и ногаев против кабардинцев, калмыков и южнорусских уездов не прекратилась. Набег следовал за набегом. Более того турки считали, что кабардинцы, помогая русским, подняли бунт против своего господина султана. Сами кабардинцы в этом момент считали себя подданными русского царя и получали от него жалование. Они просили и о присылке русских войск, но Кабарда была слишком далеко, а войск на все театры военных действий не хватало.

Вечный мир, заключенный 12 июля 1711 года, продлился три с половиной месяца. Ровно столько потребовалось, чтобы шведы, французы, крымские татары, поляки Станисталва Лещинского убедили султана, что турки могли уничтожить русских, и только предательство, подкупленного Мехмед-паши Балтаджи, не дало победоносной султанской армии начать завоевание варварской России.

31 октября 1711 года большой совет Османской Порты постановил вновь объявить войну России. К этому моменту крепости на Днепре были разорены, Азовский флот перестал существовать, а из Азова было вывезена большая часть имущества и артиллерии. При этом нужно помнить, что турки так и не выполнили свою часть сделки и не выслали Карла XII. Мехмед-паше Балтаджи это не помогло. Его отправили в отставку.