Генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка — о массовом отравлении в Сланцевском районе Ленобласти
В Сланцевском районе Ленобласти зафиксировано массовое отравление суррогатным алкоголем. По данным регионального правительства, число погибших достигло 19 человек. Генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский прокомментировал «Петербургскому дневнику» причины, по которым подобные случаи регулярно происходят в России.
«Причины массовых отравлений суррогатным алкоголем вполне очевидны: сегодня у нас в стране очень высокие цены на легальный алкоголь. Для значительной части населения, примерно 20 миллионов человек, эти цены несопоставимы с их реальными доходами. С другой стороны, у нас активно развивается рынок всякой нелегальной спиртосодержащей продукции, "гаражного алкоголя". Проблема в том, что ценовая разница между легальным и нелегальным алкоголем — очень большая», — отметил эксперт.
По его словам, минимальная розничная цена легальной поллитровки водки составляет 349 рублей. В то же время «гаражную» водку можно приобрести в интернете за 140–150 рублей, а самогон — за 90–100 рублей. «Вот эта ценовая разница в два-три раза и формирует спрос для этих 20 миллионов небогатых россиян, имеющих потребность регулярно выпить», — пояснил Черниговский.
Он также напомнил, что в России насчитывается около 160 тысяч населённых пунктов, из которых в 70 тысячах легальный алкоголь не продаётся вовсе.
«Как правило, это сельская местность и большие поселковые районы. В лучшем случае, местные жители там пьют самогон, в худшем — так называемый "гаражный алкоголь", от которого в основном травятся и умирают», — добавил он.
Эксперт привёл примеры недавних трагедий: массовое отравление в Адлере, где местные жительницы производили и продавали чачу с содержанием метанола, случай с напитком «Мистер Сидр», а также инцидент в Иркутске с настойкой боярышника.
«По сути, подобные ситуации возникают в России каждый год, и причины здесь комплексные. С одной стороны, в России очень жёсткое законодательство, касающееся розничной продажи легального алкоголя. С другой стороны, у нас низкая культура исполнения этих законов и ограничений, и это тоже одна из причин развития рынка нелегального алкоголя», — считает Черниговский.
Он отметил, что в последнее время государство примерно раз в полгода повышает акцизы на легальный алкоголь и столь же регулярно отчитывается о том, что уровень потребления алкоголя населением снизился на несколько процентов за год.
«За последние восемь месяцев розничный объем продаж водки и коньяка снизился на 4%, игристых вин — на 3,7% и т. д. Снижение продаж произошло практически по всем видам алкоголя, но причина не в том, что россияне начали жить здоровее. Во-первых, это рост акцизов на алкоголь (в 2024-м их поднимали дважды, и ещё раз — в этом году), во-вторых, резкий рост пошлин на ввоз импортного алкоголя из недружественных стран. Высокое ценообразование на легальный алкоголь — это прямой стимул для развития рынка нелегальной продукции. Плюс довольно низкие доходы у значительной части россиян», — пояснил он.
По мнению Черниговского, для решения проблемы массовых отравлений «палёным» алкоголем есть несколько путей.
«Во-первых, государство должно заморозить акцизы и налоги на алкоголь. Больше всего они бьют по продукции экономкласса — в стоимости той же недорогой водки они составляют до 75%. Во-вторых, нужно навести порядок с контролем за производством и розничным оборотом всех видов спиртов. Не секрет, что основной "сырьевой базой" для нелегального рынка является медицинский спирт. В отношении этилового спирта, идущего на производство легального алкоголя, введены очень жёсткие контрольные меры. А в отношении медицинского и метилового спиртов таких жёстких требований нет. Почему так происходит, большая загадка. Третий путь — это повышение культуры исполнения тех ограничений, которые уже действуют на алкогольном рынке России», — заключил глава Клуба профессионалов алкогольного рынка.