РЖД приняла решение о скидках на транспортировку нефтепродуктов. Это может повлиять на стоимость топлива. Эксперты расходятся во мнениях о последствиях. Влияние нововведений пока неочевидно.
В 2026 году на железных дорогах России начнут действовать новые понижающие коэффициенты для перевозки нефтепродуктов. Как сообщает пресс-служба компании, правление РЖД одобрило значительные скидки, которые затронут как внутренние, так и экспортные маршруты. Ожидается, что эти меры помогут снизить издержки на логистику и, возможно, отразятся на ценах на топливо для конечных потребителей.
В последние месяцы независимые автозаправочные станции сталкиваются с серьезными трудностями. По информации NEFT Research, многие из них работают на грани убыточности. Причиной называют дефицит бензина, который спровоцировал скачок цен на бирже. За два месяца количество действующих АЗС уменьшилось почти на 3% — это около 360 объектов, подсчитали в «ОМТ-Консалте». Сокращение объясняют как плановыми остановками на нефтеперерабатывающих заводах, так и ростом оптовых цен. В августе 2025 года биржевой индекс для АИ-92 достигал 69,8 тыс. рублей, а внебиржевой — 69,3. Для АИ-95 эти показатели составили 78,4 и 78,1 тыс. рублей соответственно. Дополнительное давление на владельцев АЗС оказывает увеличение расходов на транспортировку топлива.
Сергей Фролов из NEFT Research считает, что корректировка тарифов РЖД способна улучшить финансовое положение автозаправочных сетей и даже поспособствовать насыщению внутреннего рынка бензином. По данным РЖД, скидка в 50% будет действовать на перевозки в цистернах по всей стране и на экспорт. В перечень вошли 250 станций, включая объекты Северо-Западного региона. Для порожних цистерн, следующих после перевозки газового конденсата, предусмотрена скидка 42,1%. Новые тарифы будут актуальны весь 2026 год.
Однако не все эксперты разделяют оптимизм. Дмитрий Гусев, занимающий пост в ассоциации «Надежный партнер», сомневается, что решение железнодорожной компании приведет к заметному увеличению предложения топлива на внутреннем рынке. По его мнению, инициатива РЖД продиктована желанием вернуть объемы грузоперевозок, а не заботой о потребителях. Он предполагает, что скидки предоставляются в обмен на гарантии определенных объемов от нефтяных компаний, но это не обязательно приведет к росту потребления нефтепродуктов.
Мария Никитина из N.trans Lab отмечает, что действия РЖД направлены на привлечение большего количества грузов. Она допускает, что снижение расходов на транспортировку может отразиться на ценах на АЗС, особенно при перевозках на дальние расстояния, что актуально для экспорта и крупных внутренних поставок.
За первые восемь месяцев 2025 года объем перевозок нефти и нефтепродуктов по железной дороге составил 132,1 млн тонн — это почти на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В августе было перевезено 16,3 млн тонн, что на 6,3% ниже прошлогоднего уровня, а по сравнению с июлем снижение составило 2,4%.
Аналитики Национального биржевого ценового агентства прогнозируют, что в сентябре тенденция к снижению объемов сохранится. Однако с наступлением холодов и завершением речной навигации традиционно наблюдается рост перевозок нефтеналивных грузов. По итогам года, по их расчетам, объемы могут сократиться минимум на 4,56% по сравнению с 2024 годом, а в худшем случае — до 10%. Также эксперты не исключают увеличения числа инцидентов среди грузоотправителей.