Польский премьер-министр Туск пообещал, что его страна снимет блокаду на границе с Белоруссией, введённую ранее под выдуманным предлогом. Открыть границу Варшава обещает уже в ночь с 24 на 25 сентября. От резких заявлений не осталось и следа. Видимо, европейские партнёры доходчиво разъяснил пану министру, во что могут обойтись его выходки. На всё про всё ушло меньше двух недель.
Учитывая лихорадочность современной политики ЕС в целом и отдельных государств в частности, не удивимся, что это не последняя блокада. Поэтому разберём, кому и во что могут встать такие приграничные выкрутасы в будущем.
В начале сентября 2025 года, под аккомпанемент истеричных возгласов об «угрозах национальной безопасности» и «гибридных атаках», Польша фактически закрыла границу с Беларусью. Удивительно, что решение, от которого за голову хватаются в Берлине, Париже и Гааге, бьёт не столько по Москве или Минску. Оно бьёт по карману европейских потребителей и по конкурентоспособности европейских компаний.
Напомним: до недавнего времени до 90% всего железнодорожного грузопотока между Китаем и Евросоюзом проходило именно через белорусско-польскую границу.
Это был критически важный участок Нового Шёлкового пути — артерии, по которой европейские заводы получали комплектующие, а магазины Старого Света — товары народного потребления. Ежегодный объём этого транзита оценивался в €25–30 миллиардов. Есть и ещё один плюс — скорость, ведь по железной дороге грузы добирались за 15–20 дней, что в два-три раза быстрее морского пути и в разы дешевле авиадоставки.
«Блокада — это геополитический блеф, который ЕС проигрывает экономически. Потеря 900 тыс. TEU эквивалентна инфляции на 0,5% в ЕС», — отмечали в FIATA (Международная федерация ассоциаций экспедиторов).
Обратимся к сухим цифрам, которые красноречивее любых политических лозунгов. В 2024 году по этому маршруту курсировало 600–700 тысяч TEU в год. За первое полугодие 2025-го, на фоне ужесточения польских мер, этот объём сократился на 40–50%. Это означает, что порядка 250–350 тысяч TEU в год уже ищут обходные пути или, что чаще, тонут в бюрократии. При полной же блокировке, о которой заявляет Варшава, ЕС потеряет до 80–90% всего контейнерного потока. Это 500–600 тысяч TEU, которым придётся искать новые дороги, и €25–30 миллиардов товарооборота, который станет дороже и дольше.
Прямые финансовые потери европейских компаний от удорожания логистики (а это более длинные маршруты, перевалки, задержки) уже оцениваются в €3–5 миллиардов ежегодно. Стоимость перевозки одного контейнера подскакивает на $2000–3000. А если учесть косвенные потери — снижение конкурентоспособности, срыв производственных циклов, недополученную прибыль — сумма вырастает до астрономических показателей. И всё это ради чего? Ради того, чтобы Польша могла в очередной раз похвастаться своей «непоколебимой позицией» перед атлантическими партнёрами?
Самое удивительное в этой истории — это реакция Европейского союза. Европейская комиссия, этот великий и ужасный регулятор всего и вся, лишь «выразила обеспокоенность» из-за односторонних действий Польши. Экономические сложности для всей европейской цепочки поставок — ну да, всего-то! И ни слова о том, что это подрывает саму идею единого европейского рынка и стабильных торговых связей. Очередное подтверждение того, что геополитический шантаж отдельных членов ЕС успешно парализует экономическую логику всего объединения.
Беларусь, конечно, назвала действия Польши «актом экономической агрессии» и пообещала зеркальные меры. Китай, который, собственно, и отправлял эти миллиарды евро в европейском направлении, выразил «серьёзную озабоченность» и призвал к «скорейшему восстановлению стабильности».
Но, как мы понимаем, когда в Европе начинается политическая истерия, там уже не до китайских призывов.
Пока европейцы упражняются в политическом мазохизме, мир логистики не стоит на месте. Где теряют одни, там находят другие.
- Море. Большая часть грузопотока, конечно, вернётся на морские маршруты через Суэцкий канал. А это значит, что время доставки увеличится до 40–50 дней вместо привычных 15–20. И, конечно, стоимость фрахта поползёт вверх, что неизбежно отразится на конечной цене товаров. В итоге за польские политические амбиции заплатит рядовой европейский потребитель.
- Южный коридор. Активно развивается Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), он же «Срединный коридор» — через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Объём перевозок по этому направлению за последний год вырос в 2-3 раза. Это, конечно, не панацея — инфраструктура там пока не готова принять весь объём. Но это мощный стимул для его развития. И, что немаловажно, этот коридор находится вне зоны прямого влияния польских «патриотов».
- Международный транспортный коридор «Север — Юг». Не забудем и про наш родной МТК «Север — Юг», который активно продвигает Россия с Ираном. Он ориентирован в основном на Индию и Персидский залив, но любая дестабилизация традиционных маршрутов даёт ему дополнительный импульс.
- Через Россию (без Польши). И, наконец, самый очевидный бенефициар — российские железные дороги. Если раньше европейские элиты старались максимально отрезать Россию от мировой логистики, то теперь своими же руками они заставляют бизнес искать обходные пути, которые неизбежно проходят через нашу территорию. Маршруты через Казахстан и Россию, а затем, например, на российские порты Балтики с дальнейшей перевалкой морем, становятся всё более привлекательными. Парадокс? Нет, это просто логика.
Что в сухом остатке? Польша, в приступе необъяснимой политической агрессии загнала себя и своих европейских партнёров в логистический тупик. Разрушение годами отлаженных торговых связей, миллиардные потери для бизнеса, удорожание товаров и удлинение сроков доставки — вот цена «патриотизма» по-варшавски.
СПРАВКА. Прямые убытки
Это — только прямые транзитные платежи. Не считая:
- потерь в бюджетах Беларуси и Польши от провозных сборов;
- убытков портов и терминалов;
- штрафов за просрочку поставок;
- роста страховки.
Европейский союз, в свою очередь, ещё раз продемонстрировал свою неспособность противостоять разрушительным инициативам отдельных членов, когда речь заходит о «высокой политике». Вместо того чтобы жёстко пресечь экономический саботаж, Брюссель лишь «обеспокоен». В результате пока европейские экономики теряют, а потребители платят больше, выигрывают альтернативные транзитные державы, включая Россию.
«Переориентация потоков укрепит Транссиб; мы видим приток более 100 тыс. TEU/квартал из-за польских ограничений», — рассказали редакции представители крупной логистической компании.
Мир логистики, привыкший к капризам погоды, лихорадке цен на топливо и пиратству в Аденском заливе, да и вообще ко всему в последнее время, вынужден встречать новые вызовы и работать в условиях, которые диктует не экономическая целесообразность, а сумасбродство политиков. В авангарде парада абсурда на сей раз оказалась Польша. Если раньше Варшава отличалась лишь громкими заявлениями и регулярными блокадами автодорог под видом фермерских протестов, то теперь она пошла ва-банк.
Правда, как мы видим, ненадолго. По крайней мере, пока…
И если этот курс на стратегическое самоубийство продолжится, то скоро в Европе не останется ни экономически выгодных маршрутов, ни конкурентоспособных товаров. Зато будет много политически правильных заявлений и пустых складов. Мы же будем внимательно следить за тем, как быстро западный бизнес научится обходить польские барьеры, и сколько на этом заработают те, кого ЕС так усердно пытался изолировать. Ведь рынок, как вода, всегда найдёт, куда течь. И в данном случае, в обход Европы.
Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO