Если вы откроете выпускной альбом или просто постараетесь вспомнить своих учителей, скорее всего, окажется, что большинство предметов вели женщины (один из редакторов почти с досадой говорит, что в ее гимназии даже не было школьных легенд — физрука и трудовика), а разрыв поколений между учениками и учителями был огромным. Но времена меняются. Все чаще в классы на учительское место приходят миллениалы и зумеры: они снимают видео в TikTok, легко шутят и отлично ориентируются в том, что волнует подростков.
Мы поговорили с тремя педагогами-мужчинами — Игорем Андреевичем (@igor.andreewich), Павлом Олеговичем (@hashtagbmo) и Иваном Сергеевичем (@yeavanek) — о том, зачем они пришли в школу, кто стал для них примером и как реагируют дети, когда встречают их вне уроков. Дальше — прямая речь.
игорь андреевич
учитель начальных классов
г. Павлодар
Я никогда не планировал идти в школу. Поступил на переводчика немецкого языка, отучился год, а потом нашу группу расформировали: кто-то не заплатил за учебу, кого-то отчислили, кто-то перевелся.
Мне предложили выбор — либо социальная педагогика, либо учитель начальных классов. Социальная педагогика казалась чем-то непонятным, а с ребятами из группы начальных классов я уже дружил, поэтому выбрал этот путь. Родители долго злились: профессия считалась непрестижной и малооплачиваемой, а я, как мужчина, должен был, по их мнению, «содержать семью».
Я отучился 4 года, получил диплом и до последнего не собирался работать учителем. Устроился торговым представителем, но буквально на следующий день мне позвонила директор школы, где я сам когда-то учился. Папа сказал: «Диплом получил? Я за него платил. Теперь отрабатывай». Так я и оказался в школе. Первый год был невероятно сложным, но прошло 9 лет, и сегодня я понимаю: это не просто работа, а дело, которым я живу.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ШКОЛЕ
Когда я пришел в школу, мне было 19 лет. Родители первоклассников приняли меня за старшеклассника, который просто провожает детей в класс. Узнав, что я учитель, они откровенно недоумевали: «Как так, мужчина — и в начальной школе?» В те годы парней в этой профессии почти не было. Мне пришлось доказать свое право на место, заработать имя. 5 лет я работал параллельно с учебой. Потом получил второе высшее и уже окончательно закрепился как Игорь Андреевич.
ОБРАЗ В КЛАССЕ
Я не стараюсь быть ни строгим, ни «своим парнем». Ученики знают: на уроке дисциплина обязательна, а на перемене можно шутить, делиться личным. Мое кредо простое: я преподаю так, как хотел бы, чтобы учили меня самого в детстве.
В школе у меня не было идеала, на который хотелось равняться. Скорее наоборот: я построил свою работу на ошибках тех, кто слишком быстро повышал голос или не пытался разобраться. Для меня важно выслушать ребенка спокойно, без давления. Чтобы ученик чувствовал: рядом взрослый, который защитит и поддержит.
НА РАБОТЕ И ДОМА
Для мужчин в школе правила жесткие: брюки, рубашка, пиджак. Но я стараюсь находить в этом рамочном стиле возможности для самовыражения — заказываю необычные пиджаки, интересный крой. Стараюсь, чтобы собственный стиль все равно был заметен.
В обычной жизни у меня гардероб на 80–90% тоже классический: рубашки, брюки, пиджаки. Но есть и спортивная одежда — майки, борцовки, которые надеваю в спортзал или на прогулку. Конечно, в школу так не приду.
Ученики спокойно относятся к моему «внеурочному» образу. Они знают, что я хожу в спортзал, что у меня есть татуировки, что я веду соцсети. Я открыт, поэтому они не удивляются, а скорее радуются встрече. Для них нет противоречия между Игорем Андреевичем на уроке и мной вне школы.
Особых ритуалов у меня нет, но есть привычка: я давно не умываюсь мылом. Пользуюсь корейским гелем Tony Moly с алоэ, а после бритья наношу увлажняющий гель с алоэ Holika Holika.
И конечно, парфюм. Уже много лет мой неизменный аромат — Dolce & Gabbana Light Blue Pour Homme Eau Intense. Коллеги шутят: пахнет Игорем Андреевичем, значит, он уже на работе.
павел олегович
учитель истории
г. Мурманск
Желание стать учителем появилось еще в школьные годы. Меня вдохновляли некоторые учителя из родной школы своим рвением в работе и бескорыстным желанием вырастить из нас лучшее поколение. Однако мое поколение крайне пренебрежительно относится к профессии педагога, поэтому, окончив школу, я поступил на юридический. Юриспруденция не разожгла во мне огонь, но диплом позволял преподавать, поэтому я пошел работать в школу и не прогадал. Лучшая работа на свете.
Вдохновила меня, безусловно, моя учительница истории — человек с невероятным педагогическим талантом и харизмой. Она умела превращать занятия в настоящие исследования по той или иной теме. На уроках мы как будто шли от обратного — не она нас учила, а мы объясняли ей заранее подготовленный материал. Сейчас, когда я сам стал учителем, я понимаю, насколько сложная эта методика и каким профессионалом она была.
ПРО СТЕРЕОТИПЫ
Самый распространенный миф об учителях-мужчинах — будто нам автоматически открыты все двери для карьерного роста и начальство готово тянуть за уши наверх. В моем случае это совсем не так. Со мной никто не сюсюкался, да и я сам этого не потерпел бы.
Конечно, моя мужская идентичность влияет на то, как меня воспринимают и ученики, и коллеги. Иногда это преимущество, иногда вызов. От мужчины-учителя ждут строгости и авторитетности, но я стараюсь оставаться доступным и поддерживающим.
В моей профессии очень важно четко обозначить границы дозволенного между учителем и учениками. Мои дети прекрасно осознают, что я их преподаватель и буду требовать от них плодотворной работы. Но при этом я также стараюсь показать им, что я еще и человек, у которого есть чувства, желания, стремления. Я открыт для них, и мои дети открываются мне в ответ. Мы можем пошутить как над ними, так и надо мной, но с одной оговоркой: это не должно нарушать границы дозволенного и оскорбить кого-либо. Мне кажется, важно показать, что мы в одной лодке и плыть будем вместе.
ПРО ОБРАЗ В КЛАССЕ
Я отношусь к тем педагогам, кто против школьной формы. Для подростка одежда — самый простой и доступный способ самовыражения. Да, легче одеть всех одинаково, но гораздо ценнее научить детей подбирать вещи уместно и со вкусом. У самих учителей тоже есть дресс-код, и от него никуда не деться. Но кто сказал, что в этих рамках нельзя экспериментировать?
Вместо классических зауженных брюк я могу выбрать широкие с высокой талией, а вместо стандартного пиджака — оверсайз кардиган с персидским орнаментом. Мне тоже важно самовыражаться через одежду и показывать своим примером, как делать это стильно и уместно.
У меня есть определенные вещи, которые я никогда не надену в школу, но позволяю себе вне работы. Одной из таких вещей являются рубашки с коротким рукавом. Мои руки полностью покрыты татуировками, и я предпочитаю скрывать их на работе, чтобы сосредоточиться на профессиональной атмосфере. Одежда с длинным рукавом помогает мне создать более строгий и серьезный имидж, который соответствует моей роли в образовательном процессе.
Кроме того, я стараюсь избегать вещей, которые могут сексуализировать мой внешний вид. Я считаю, что в школьной среде важно поддерживать профессионализм и уважение как к себе, так и к окружающим. Одежда, которая может отвлекать внимание или вызывать ненужные обсуждения, неуместна в учебном заведении.
«ПАВЕЛ ОЛЕГОВИЧ РАЗДАЕТ СТИЛЯ»
В повседневной жизни ограничений нет, чем я активно пользуюсь, выбирая более расслабленный и удобный стиль. Это могут быть джинсы, футболки или спортивная одежда, которые позволяют мне чувствовать себя комфортно и свободно. Я считаю важным поддерживать баланс между профессиональным имиджем и личным стилем, так как это помогает мне выглядеть аутентично в разных ситуациях.
Ученики часто встречают меня за пределами школы, и это всегда особый момент. Помню случай: я шел по улице, а навстречу группа моих ребят. Один из них улыбнулся и сказал: «Павел Олегович, вы и в школе стиля раздаете, но сейчас вы просто икона». Этот комплимент стал для меня одним из самых любимых. Дети видят во мне не только учителя, но и человека со своим стилем и индивидуальностью. И мне действительно нравится, когда они замечают эту разницу.
ПРО УХОД
Природа наградила меня густыми и непослушными волосами, поэтому каждое утро начинается с их мытья. Я использую качественный шампунь и кондиционер, а после матовую пасту, чтобы придать волосам текстуру и форму. Но главный объект моего ухода — борода. Для нее у меня отдельный шампунь, масло для смягчения и воск, чтобы задать форму и сохранить аккуратность. Это помогает избежать сухости, раздражения и держать образ в порядке.
Есть и еще одна профессиональная проблема: постоянное «общение» с мелом сильно сушит кожу. Поэтому я регулярно использую увлажняющие кремы с натуральными компонентами — они питают и восстанавливают кожу, особенно зимой.
С ароматами я тоже экспериментировал долго, но остановился на двух фаворитах. Memo Paris Irish Leather — для теплых дней и встреч с друзьями, когда хочется легкости и непринужденности. А Tom Ford Oud Wood — мой выбор для формальных мероприятий и строгих образов. Эти два парфюма отражают разные стороны моего настроения.
иван сергеевич
учитель химии
г. Москва
Учителем я стал в 2022 году. 1 сентября впервые вошел в класс уже не как ученик, а как преподаватель химии. Признаюсь честно: специально такой цели я никогда не ставил, просто именно так сложились обстоятельства. Моя жизнь всегда крутилась вокруг образования: еще ребенком я читал лекции в лагере, потом работал в «Кидбурге», занимался репетиторством. В какой-то момент решил попробовать себя в новой роли, и меня это увлекло.
В этой роли чувствую себя прекрасно и не могу сказать, что сталкиваюсь с какими-то стереотипами. В моем коллективе много мужчин-учителей, которые преподают разные предметы: историю, информатику, биологию. У нас нет искусственного деления на «мужские» дисциплины вроде физкультуры или труда. Здесь все гораздо шире и разнообразнее.
ПРО ОБРАЗ В ШКОЛЕ
Я представляю процесс обучения как поход, где у нас есть общая цель, и я такой же член этого отряда, как и мои ученики. Просто я знаю чуть больше, поэтому выступаю в роли наставника на этом пути.
Особенно важно произвести хорошее впечатление, когда впервые заходишь в класс — этот момент знакомства очень важен. Моя задача — заслужить уважение учеников, и я начинаю с уважения к ним. Да, я считаю себя строгим учителем, но при этом не ругаюсь на учеников, как в том известном меме про учительницу, которая ставит двойки. Я стараюсь находить компромисс в общении и считаю, что у меня это хорошо получается.
Так сложилось, что за 11 лет учебы я сам сменил 5 разных школ. В каждой из них, сидя на уроках у разных учителей, я уже тогда понимал, кто для меня является примером, а кто антиподом. Анализируя их поведение в подростковом и юношеском возрасте, я сформировал для себя набор правил и принципов, каким учителем хотел бы быть.
ПРО ШКОЛЬНЫЙ ДРЕСС-КОД
Я бы не сказал, что дресс-код как-то меня ограничивает. В целом тот стиль, который я использую в школе, совпадает с тем, как я выгляжу в повседневной жизни. Мне очень нравится классический стиль — рубашки, брюки, классические черные туфли. В этом я чувствую себя комфортно, и мне даже не нужно специально подстраиваться под школьный дресс-код. В классе я выгляжу точно так же, как и в обычной жизни, поэтому никаких ограничений для моего стиля дресс-код не создает.
Конечно, есть понятие уместности. Например, я никогда не надену на урок спортивный костюм или модные дизайнерские джинсы с отверстиями, хотя в обычной жизни я могу позволить себе такие вещи, и мне в них комфортно. Но если бы я пришел в таком виде к своим ученикам, они, наверное, подумали бы, что-либо Иван Сергеевич сошел с ума, либо перепутал кабинет химии со спортзалом.
ПРО СОЦСЕТИ
У меня есть социальные сети, и мои ученики подписаны на меня, поэтому они видят меня таким, какой я есть вне школы. Так что они уже знакомы с разными сторонами моего образа и не удивляются ему. А когда я прихожу после какого-то мероприятия или концерта, ученики интересуются им и начинают об этом со мной разговаривать.
ПРО УХОД ЗА СОБОЙ
Мне важно выглядеть прилично перед своими учениками — быть выспавшимся, аккуратным, чтобы мои вещи были в порядке. Безусловно, я слежу за собой, и у меня есть базовые ритуалы ухода: чистка зубов, умывание, бритье и укладка волос.
Кстати, укладка — самая сложная часть, потому что я не всегда понимаю, как волосы будут вести себя в течение дня. Прическа может меняться в зависимости от настроения моих волос, и иногда она получается очень классной.
Мой любимый парфюм — Zielinski & Rozen Oakmoss & Amber. С этим ароматом я познакомился в конце 2023 года, и вот уже почти 2 года он меня сопровождает. Пока что я не вижу для себя альтернативы — для меня он универсален. Я могу носить его и на работу, и на тусовку, и всегда знаю, что обязательно получу комплимент по поводу этого аромата.