Запомни раз и навсегда: творческий кризис – это не враг. Это часть процесса. Это как кашель при простуде – неприятно, но сигнализирует, что организм борется. Ты не сломался. Ты – живой драматург, который столкнулся с сопротивлением материала, а это куда лучше, чем бездумное пролистывание страниц.
Я прошел через десятки таких кризисов. Иногда кажется, что все написанное – мусор, что ты иссяк, что та сажная муза, о которой все говорят, навсегда улетела в теплые края. Это нормально. Давай разберемся не с тем, «как быстро это прекратить», а с тем, «что это такое и как с этим жить и работать».
Прежде чем что-то «лечить», нужно понять причину. Писательский блок редко бывает беспричинным. Обычно он один из трех типов, или их комбинация:
Страх. Самый частый гость. Страх, что получится плохо. Страх не соответствовать ожиданиям (своим или чужим). Страх, что эту сцену уже тысячу раз писали до тебя. Страх критики.
Выгорание. Ты истощен. Ты слишком долго сидел над текстом, пережевывал одни и те же мысли. Мозг устал и требует перезагрузки, а не нового витка напряжения.
Проблема в замысле. Самый коварный тип. Ты уперся в сцену, потому что она драматургически не работает. Персонаж ведет себя нелогично, конфликт надуман, или пьесе не хватает какой-то фундаментальной «несущей балки». Твое подсознание кричит: «Стоп! Здесь ошибка!», а ты слышишь это как: «У тебя не получается, ты бездарность».
Главная ошибка – сидеть и смотреть на пустой лист, требуя от себя гениальной строки. Нужно сменить деятельность. Перестать «творить» и начать «работать руками».
Если проблема в страхе или выгорании:
Правило «15 минут утром за кофе». Договорись с собой: ты садишься за стол не для того, чтобы написать шедевр. Ты садишься на 15 минут, чтобы просто вести диалог своих персонажей. Можно писать самый ужасный, банальный, стыдный текст. Никто его не увидит. Это как разминка пианиста – гаммы. Цель – не результат, а процесс. Часто после 10 минут такой «ерунды» включается настоящее.
Смена носителя. Надоел компьютер? Возьми блокнот и ручку. Сядь в кафе, в парке. Пиши от руки. Это другой, более медленный, физиологичный ритм. Он помогает обмануть мозг.
Драматургия без слов. Открой новый файл и опиши свою пьесу как немое кино. Что делает персонаж? Какое у него выражение лица? Что он берет в руки? Куда смотрит? Это вернет тебя к основе драмы – действию. Слова придут позже.
Физическая активность. Прогулка, душ, мытье посуды. Рутинное физическое действие освобождает мозг. Часто лучшие идеи приходят, когда ты идешь по улице и смотришь на людей.
Если проблема в замысле (самый сложный случай):
Метод «А что, если?». Ты застрял на конкретной сцене. Задай себе радикальный вопрос. А что, если в этот момент в дверь постучится не тот, кого ждут, а его полная противоположность? А что, если персонаж скажет не то, что планировал, а прямо противоположное? Это не для итогового текста, это упражнение, чтобы расшевелить ситуацию.
Интервью с персонажем. Устрой ему допрос. Возьми лист бумаги и спроси: «Чего ты на самом деле боишься в этой сцене? Что ты скрываешь от другого персонажа? Что случилось с тобой за 5 минут до начала этого разговора?». Пиши ответы от его имени. Это прорывает плотину.
Напиши самый плохой вариант. Серьезно. Дай себе задание: «Сейчас я за 20 минут напишу самый идиотский, клишированный, предсказуемый финал этой сцены». Сделав это, ты снимешь груз идеала и часто поймешь, КАК делать не надо, а это уже полдела. Иногда в этом «плохом» варианте обнаружится неожиданно живая деталь.
Философская основа. Доверие к процессу.
Творчество – это не линейная дорога из точки А в точку Б. Это спираль. Ты возвращаеся к одним и тем же вопросам снова и снова, но на новом уровне.
Доверяй тишине. Иногда блок – это не пустота, а вызревание. Ты как будто ничего не делаешь, но внутри тебя идет важная работа. Прими эту паузу. Не кори себя за нее. Займись жизнью: сходи в театр, на выставку, посмотри хорошее кино, почитай пьесы других авторов. Пополняй резервуар, а не только черпай из него.
Отделяй «написание» от «редактирования». Ранние черновики должны быть разрешены быть сырыми и несовершенными. Ты – скульптор. Сначала ты грубыми движениями откалываешь большой кусок мрамора. Не пытайся сразу вырезать идеальные ресницы. Сначала – форма, потом – детали. Пиши сейчас, редактируй завтра.
Коллега, помни: пьеса – это не просто текст. Это живой организм, который рождается в муках. Кризис – это признак того, что ты растешь, что ты не удовлетворяешься легкими путями. Прими этот дискомфорт как спутника, а не как препятствие.
Выдохни. Поставь чайник. Пройдись. А потом вернись и просто, без надрыва, сделай маленький шаг. Не надо писать пьесу. Надо просто записать одну реплику. Потом – ответ на нее. И так, слово за словом, ты снова войдешь в поток.
Открыт набор на курс "Пьеса".
Следуйте за белым кроликом!
Ваш
Молчанов