В современной России мы особенно остро почувствовали жизненную необходимость систем ПРО. Они работают по множеству целей, спасая жизни солдат, мирных жителей, да и просто инфраструктуру городов и жилых поселений. А ведь нашей защиты могло и не быть, или быть, но значительно слабее – не найдись в далёкие уже теперь 50-е годы XX века не только одарённый инженер, но и очень упорный в стремлении к своей цели генерал-лейтенант Григорий Васильевич Кисунько...
В начале 50-х годов в Советском Союзе создание системы ПРО многими учёными считалось утопией. Среди них были такие корифеи, как разработчик систем связи и радиолокации Александр Минц и даже Сергей Павлович Королёв. Очень сильно сомневался в такой возможности работавший тогда в области создания ракетных двигателей Мстислав Келдыш.
Но были и те, кто понимал – совсем скоро потенциальный враг будет иметь на своём вооружении баллистические ракеты, которые легко долетят до СССР, причём с ядерным зарядом. А средства ПВО, даже современные и те, которые только разрабатываются не смогут этому противостоять. Поэтому необходимо разрабатывать средства ПРО.
В конце лета 1953 года семеро выдающихся маршалов поставили свои подписи под письмом, адресованным в ЦК КПСС и Президиум Верховного Совета. Они писали, что для безопасности страны крайне важно начать работу над вопросом создания системы обороны против ракет противника. Среди них заместители министра обороны Василевский, Соколовский и Жуков. А также маршалы командующие различными округами и войсками: Иван Конев, Николай Яковлев, Константин Вершинин, Митрофан Неделин. Они говорили о том, что средств борьбы с ракетами в стране нет вообще!
История ПВО/ПРО вообще началась ещё в 1947 году, когда (позднее всячески охаянный) Лаврентий Павлович Берия организовал Специальное бюро-1, которое позднее было преобразовано в КБ-1 и затем стало НПО «Алмаз». Кисунько и ещё нескольких своих однокурсников пригласил в КБ-1 Серго Берия.
Письмо из ЦК было отправлено на обсуждение учёных. Те решили спустить всё «на тормозах». Неожиданно с маститыми «учёными мужами» в открытый спор вступил Григорий Васильевич Кисунько. Он не только прочитал письмо маршалов, но и сделал некоторые предварительные расчёты. По его словам необходимые параметры ПРО возможно достигнуть.
Разгорелась нешуточная полемика. Учитывая, что инженер Кисунько имел привычку говорить всё, что думает, прямо, невзирая на должности и научный вес оппонента, он нажил немало прямых врагов. Но за него встали министр оборонной промышленности Дмитрий Фёдорович Устинов и главный конструктор КБ-1 Фёдор Викторович Лукин. Что позволило Кисунько выдержать что называется «накат» учёных.
...28 октября 1953 года вышло распоряжение Совмина, после которого во всех НИИ, КБ и других организациях и заводах, связанных с вопросами ПВО начался поиск возможностей создания советской ПРО. Но особую сложность представляло то, что почти все ракетчики и специалисты в вопросах ПВО были настроены крайне скептически к новой идее.
Высокопоставленные противники Кисунько не только не помогали в разработках новой системы, но и всеми силами саботировали проект. Для них главным было доказать – система ПРО, которую предлагает «молодой выскочка» не реальна и съедает государственные деньги впустую. Учитывая, что Григорий Васильевич был совершенным правдорубом и не стеснялся в глаза называть человека так, как он того заслуживал, скорее всего «научные мужи» рано или поздно утопили бы его стремления. Если бы не серьёзная поддержка Устинова.
Кисунько начал работы с полного нуля. В июне 1955 года Устинов сформировал под работы молодого учёного СКБ-30, во главе которого его и поставил. Новый руководитель получил свободу действий.
Его бывший шеф академик Расплетин никак не помогал Кисунько в работе. А когда тот попытался попросить доступа к разработкам у Королёва, вообще случился скандал. Тот отказался делиться своими секретами. Только после распоряжения Устинова Королёв скрепя зубами допустил «выскочку» на полигон в Капустин Яр. Но оказалось, что по интересующей Григория Васильевича тематике и у Королёва разработок не было. Пришлось всё начинать опять заново. Решать множество нерешаемых на первый взгляд технических вопросов.
Управляемую противоракету с надёжной системой связи и обнаружения баллистических ракет противника разрабатывали в КБ Грушина в подмосковных Химках. ПВО против высотных самолётов уже имелось. Но у ракет скорости будут выше. Поэтому управлять противоракетой сможет только ЭВМ. Только где их было взять тогда?
Также Кисунько предложил опираться в ПРО не на ядерные, а на обычные ракеты, только с особой точностью наведения. Необходимость несуществующих ещё пока ЭВМ и стремление опереть ПРО на обычные ракеты заставляли учёных относиться к проекту молодого инженера достаточно ехидно.
Но вот в институте точной механики и вычислительной техники Всеволод Сергеевич Бурцев создал для Кисунько две ЭВМ – М-40 и М-50 (из семейства БЭСМ). Они стали управляющим центром для РЛС, способных обнаруживать цель на дальних подступах, сопровождать и наводить противоракеты. Именно с помощью этих ЭВМ Григорий Васильевичу удалось доказать, что его идея осуществима – весной 1961 года впервые в мире боевую часть баллистической ракеты уничтожили осколочным зарядом. Комплекс ПРО был связан с командным пунктом радиоканалом на удалении в 150-300 км.
Противоракета получила название В-1000. Работать могли две боеголовки. С атомным зарядом – против ракет врага в стратосфере, обычная осколочная – против обычных ракет. Совершенствование систем привело к тому, что теперь противоракета уже «видела» противника на расстоянии в 1 тыс. километров. Это был огромный успех!
А дальше начались проблемы. К началу 70-х годов ракета состояла уже из множества составляющих, включая ложные цели, где терялись боеголовки, которые нужно поражать. Следовало увеличивать возможности раннего обнаружения ракет, чувствительность радаров, совершенствовать противоракеты и осуществлять ещё массу технических усовершенствований. Всё это в итоге было решено. И советская страна получила свой «ракетный щит».
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
А у основ его создания стоял гениальный инженер, генерал-лейтенант Григорий Васильевич Кисунько. Конечно, он работал в большой команде других талантливых людей. Но всё же именно благодаря его упорству, несгибаемой воле в трудных ситуациях и безграничной уверенности в возможности достижения своей цели и были сделаны первые, самые важные и сложные шаги в создании ПРО нашей Родины.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.