Приветствую всех, кто зашёл на огонёк! Сегодня поговорим о настоящей легенде, машине, которую можно смело называть дедушкой всех современных ударных вертолётов. Нет, это не AH-64 Апач. Это наш, родной, грозный и по-своему обаятельный Ми-24. Тот, кого на Западе с почтением и страхом называют Hind, а у нас ласково Крокодил.
И вот первая загадка: почему Крокодил? Всё просто. Посмотрите на него в профиль. Длинная, приплюснутая носовая часть, где сидят лётчики, напоминает зубастую пасть хищника. А камуфляжная окраска только усиливает сходство. Это же просто летающий зубастый батька, который сейчас выпрыгнет из реки и спросит: А вы кто такие? Я вас не звал, идите гулять! Но внешность это только начало истории.
Рождённый ползать… и летать!
В 60-х годах прошлого века военные стратеги задумались: а что если сделать не просто транспортный вертолёт, и не просто штурмовик, а этакого летающего БТРа? Чтобы он мог не только сам по себе кого-то напугать и разнести, но и доставить группу спецназа в самое пекло, прикрыть её огнём и благополучно эвакуировать.
Так на свет появился Ми-24. Идея была блестящей: это первый в мире вертолёт, который совместил в себе мощнейшее вооружение, броню, как у танка (не зря же его так и прозвали летающий танк), и десантный отсек аж на 8 человек. Представьте себе: летите вы на задание. Не в тряском кузове, а в относительно комфортабельном (по армейским меркам) кресле. За иллюминатором проплывают облака, играет музыка... Шучу, музыки не было. Зато был оглушительный рёв двигателей и вибрация, от которой выпадали пломбы. Но зато вас прикрывает с воздуха собственная летающая крепость! Это вам не УАЗик с пулемётом.
Конструкторский гений Михаила Миля создал не просто машину, а символ советской военной мощи устрашающий, эффективный и неуязвимый.
Чем он воюет? Или изделие 243
Мы подобрались к самой вкусной части к вооружению. Тут Крокодил раскрывает свою пасть во всей красе. Модификаций было много, но мы поговорим о той, что в заголовке о Ми-24П (изделие 243). Буква П здесь это не песец, хотя противнику так точно казалось. Это пушечный.
И вот о какой пушечке идёт речь! Пушка ГШ-30К. Скорострельность 3000 выстрелов в минуту. Это 50 выстрелов в секунду! Звук её работы это не тра-та-та, а сплошной рёв, как будто огромный кусок ткани рвут с нечеловеческой силой. Этой штуке было по зубам всё: легкобронированная техника, укреплённые огневые точки, скопления живой силы противника. Просто представьте лицо вражеского солдата, который видит, как на него летит вертолёт и с него начинает сыпаться непрерывный поток свинца и огня. Невесело.
Но и это ещё не всё! Помимо пушки, Крокодил мог нести на шести пилонах под крыльями:
Противотанковые управляемые ракеты (ПТУРы) для беседы с танками на расстоянии.
Некогда управляемые ракеты (НАРы) блоки неуправляемых ракет С-5, С-8. Это как взять огромный дробовик, зарядить его гранатами и выстрелить сразу всеми зарядами. Эффект по площади ошеломляющий.
Авиабомбы да-да, вертолёт мог работать и как бомбардировщик.
Пулемётные контейнеры и другое добро.
Короче, Ми-24П это этакий швейцарский армейский нож, только размером с многоэтажку и с явными криминальными наклонностями.
Не бойсь, я с тобой! Броня и защита
Чтобы быть не только зубным, но и живучим, Крокодила одели в настоящую броню. Лобовое стекло кабины это многослойный прозрачный бронепакет, который держал попадания пуль калибра 12.7 мм. Кабины экипажа (летчика и оператора) были выполнены из титановой брони. ТИТАНОВОЙ! Это вам не алюминиевые консервные банки некоторых западных конкурентов.
Топливные баки протектированы и заполнены пенополиуретаном, чтобы не взорваться от попадания. Лопасти несущего винта могли продолжать работать после попадания из зенитного орудия. Известны случаи, когда Ми-24 возвращались на базу с отстреленным хвостом, без стекла, с дырами в фюзеляже. Сломать Крокодила было невероятно сложно. Он был создан, чтобы выживать и возвращаться.
Юмор из кабины
Конечно, управлять этой махиной было не сахар. Лётчики шутили, что у Ми-24 два недостатка: первое он постоянно вибрирует, второе он делает это слишком громко. Вибрация была такой, что после полёта пилоты могли часами не чувствовать собственные руки. А про связь с десантом и говорить нечего в полёте в десантной кабине можно было общаться только криком и знаками.
Ещё один момент: десантники в задней кабине не видели, что творится спереди. Их полёт напоминал поездку в слепом такси, где водитель периодически дико радовался и начинал стрелять из всего, что есть. Сначала тряска, грохот, потом вдруг раздаётся оглушительный рёв пушки, вертолёт совершает резкий манёвр, а потом снова тряска. Пассажирам оставалось только крепче держаться и верить в навыки таксиста.
Почему он до сих пор актуален?
Прошло больше 50 лет с момента первого полёта Ми-24. А он до сих пор в строю! Его можно увидеть в небе над десятками стран. Почему?
Проще некуда. Его конструкция надежна и не требует запредельного техобслуживания.
Дешевле некуда. Содержать и ремонтировать его значительно менее затратно, чем его более современных собратьев.
Универсален. Он может и танк сжечь, и десант высадить, и по патрулированию поработать.
Неубиваем. Проверено временем и множеством конфликтов.
Ми-24 это не просто железо. Это символ. Символ инженерной мысли, проверенной в бою. Машина, которая заслужила уважение даже у своих противников. Грозный, но такой родной Крокодил, который продолжает нести свою службу.
А что вы думаете о Ми-24? Встречали ли вы его в живую, может, служили с ним? Делитесь своими историями и мнениями в комментариях! Давайте поспорим, какая из модификаций была самой лучшей.