В каждом детском коллективе рано или поздно появляется лидер. Это естественный процесс — роли распределяются, и кто-то начинает задавать тон, быть центром внимания и притяжения. Но лидерство у детей — это не всегда про «лучшего» и «сильнейшего». Иногда лидер объединяет, а иногда — разрушает. Разберёмся, как формируется лидерство и как взрослые могут его направлять.
Почему дети выбирают лидера?
Когда коллектив только складывается, все находятся в равных условиях. Но уже в первые дни идёт «негласное голосование» — кто окажется впереди. Обычно это зависит от:
• Уверенности в себе — ребёнок, который говорит громко и смело предлагает идеи, часто привлекает внимание.
• Полезности — лидер тот, кто умеет организовать игру, знает правила, может помочь.
• Эмоциональности — харизма, чувство юмора, умение вовлекать других.
• Гибкости — умение договориться с разными детьми, находить компромиссы.
Важно понимать: лидерство не всегда связано с физической силой или интеллектом. Иногда лидером становится тот, кто умеет создавать настроение.
Два типа лидеров
Позитивный лидер
Это ребёнок, который объединяет вокруг себя группу и направляет её энергию на общее дело. Он готов делиться, поддерживать, договариваться.
Негативный лидер
Такой лидер строит власть на страхе или насмешках. Он может подначивать, провоцировать конфликты, держать других «под собой». Внешне он тоже харизматичен, но его лидерство разрушает коллектив.
Макаренко: «параллельное действие»
Макаренко предлагал метод параллельного действия. Он заключается в том, что работать нужно не только напрямую с ребёнком-лидером, но и через коллектив. Например:
• Если лидер ведёт группу в сторону конфликта — важно не просто «одёрнуть» его, а дать группе другую общую задачу, где лидер сможет проявить себя в созидательном ключе.
• Если лидер позитивный — педагогу нужно поддерживать его авторитет, давать ему возможность организовывать, быть «руководителем малых дел».
Таким образом, лидерство не подавляется, а переводится в конструктивное русло.
Если у ребенка не получается быть лидером?
Это нормальный и естественный вариант. В коллективе не все должны быть ведущими. Но важно, чтобы ребёнок умел:
• выражать своё мнение,
• отстаивать границы,
• находить своё место (пусть не первое, но комфортное).
Некоторые дети — прирождённые «организаторы», другие — «исполнители», «идейные вдохновители», «аналитики». Все роли нужны.
Решил написать эту статью в продолжение предыдущей, поскольку получил хороший отклик на данную тему. Думаю, что у родителей есть внутренне желание вырастить лидера, но хочу обратить внимание, что далеко не всем нужно становиться лидерами и не каждый готов к этой ответственности за коллектив.
Лидерство — это не про власть, а про ответственность за других. В каждом коллективе оно будет проявляться, и важно, чтобы рядом оказался взрослый, который поможет перевести его из хаотичного и разрушительного в созидательное.
Позитивные лидеры рождаются в том коллективе, где ценят вклад каждого и дают возможность ребёнку проявлять себя не через силу, а через пользу и доброту. В этом и заключается одна из основных целей детского лагеря.