Казалось, у 24-летней жительницы Иркутской области, Анастасии Санниковой, вся жизнь была впереди. Привлекательная, молодая и полная энергии, сибирячка руководила сельским Домом культуры и воспитывала шестилетнюю дочку вместе с мужем. Однако сентябрь 2024 года стал трагическим для семьи Анастасии. Внезапно она почувствовала резкую боль в области живота и обратилась за медицинской помощью. Во время срочной операции ее жизнь оборвалась прямо на операционном столе. Эксперты пришли к выводу, что причиной остановки сердца стал анафилактический шок, спровоцированный анестезией. Родные Анастасии уверены, что она заранее предупреждала врачей о своих противопоказаниях. Подробности этой трагической истории стали известны "КП-Иркутск".
Резкая боль в области живота
Анна Санникова, мать Анастасии, вспоминает, что дочь была ее старшим ребенком. Вскоре Анастасия создала собственную семью и вместе с гражданским мужем воспитывала шестилетнюю дочь Софью (имя изменено).
Утром 23 сентября у Анастасии внезапно заболел живот.
"Пять лет назад ей удалили аппендикс, и послеоперационные спайки иногда вызывали дискомфорт," - рассказывает Анна Санникова. "Настя позвонила знакомому фельдшеру, и он посоветовал принять обезболивающее. Если не поможет – обратиться к врачам."
Сибирячка последовала совету. Когда лекарство не дало облегчения, она поехала на УЗИ в частную клинику.
После обследования врачи обнаружили небольшое скопление жидкости возле яичника. Предположив разрыв органа, пациентку направили в больницу.
"Зять отвез дочь в гинекологическое отделение городской больницы. Там начали срочную подготовку к операции и взяли пункцию для подтверждения диагноза. Настя позвонила мне и мужу, чтобы сообщить об этом. Зять напомнил ей, чтобы она предупредила врачей о непереносимости внутривенного наркоза из-за хронического заболевания сердца. Она ответила, что уже сообщила им об этом."
По словам Анны, диагноз "пролапс митрального клапана" первой стадии был поставлен дочери во время беременности. Тогда врачи успокоили, сказав, что операция не нужна, и болезнь не представляет угрозы для жизни. Но рекомендовали делать УЗИ сердца раз в год. Со слов матери, дочь следовала этим рекомендациям и не испытывала никаких проблем.
"В 2019 году, когда Насте потребовалась операция по удалению аппендицита, она также предупредила врачей о противопоказаниях к наркозу. Ей сделали спинальную анестезию. Все прошло успешно," - вспоминает Анна.
"Насти больше нет"
Последний разговор между матерью и дочерью состоялся около семи часов вечера. Затем Анастасию отвезли в операционную. Несколько часов она не выходила на связь. Родные не беспокоились и думали, что она приходит в себя после анестезии.
"В 00:45 нам позвонил следователь и сообщил, что Насти больше нет… Произошла остановка сердца! Врачи пытались реанимировать дочь, но безуспешно… Смерть наступила в 20:15."
Через несколько дней родные получили справку из морга, в которой была указана "неизвестная причина смерти".
Как рассказывает Анна, после случившегося врачи не выходили на связь.
"Я запрашивала у них медицинскую карту дочери, но мне ее не выдали. В морге сообщили, что в больнице якобы не успели ничего сделать, и наркоз не был введен. А при заполнении документов перед операцией дочь якобы сообщила врачам об аллергии только на апельсины и два лекарства, и ничего не сказала о наркозе…"
В ноябре семья получила результаты судебно-медицинской экспертизы. Эксперты пришли к выводу, что смерть Анастасии была вызвана анафилактическим шоком в результате внутривенного введения анестезирующего препарата. Копию заключения Анна предоставила редакции "КП-Иркутск". Женщина подала заявление в правоохранительные органы и обратилась за помощью к адвокатам.
Уголовное дело было возбуждено по статье "Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей" Следственным управлением Следственного комитета России по Иркутской области. Расследование продолжается.
"Будут проведены две экспертизы. Комиссионная экспертиза установит, были ли ошибки в действиях врачей, а почерковедческая – установит подлинность подписи Анастасии в документах на введение внутривенного наркоза. Мы считаем, что она не принадлежит ей. Там элементарно неправильно указана дата ее рождения. Дочь не могла допустить такой ошибки. Мы предоставили Следственному комитету ее ежедневник для сравнения," - рассказала Анна.
В ожидании результатов повторной экспертизы
"КП-Иркутск" связался с Анной Санниковой. Со дня смерти Анастасии прошел год, но следствие все еще продолжается.
"Мы получили результаты комиссионной экспертизы. Она показала, что вины врачей в смерти дочери нет. В июле 2025 года мы подали ходатайство о повторном проведении экспертизы, теперь уже в Москве. Пока ждем результаты. Если они подтвердят результаты первой, мы намерены инициировать проведение независимой экспертизы. Почерковедческая экспертиза показала, что есть отклонения в подписи, но незначительные, и она принадлежит дочери. Мы планируем провести независимую экспертизу и этой подписи. Дело не в получении финансовой компенсации. Мы хотим, чтобы виновные понесли наказание. Мы не сдадимся и будем бороться до конца!"
Прошел год со дня смерти Анастасии. 23 сентября состоялась панихида, на которую собрались друзья и родственники, чтобы почтить ее память.
"Настя приходит ко мне во сне. Она молчит, но каждый раз указывает на сердце, как будто произошла именно его остановка. Воспитанием внучки занимается зять. Они живут вместе с нами, и мы помогаем им чем можем. Конечно, Соня часто вспоминает маму, рассказывает истории. Очень скучает…"
В Следственном управлении Следственного комитета России по Иркутской области подтвердили, что расследование уголовного дела продолжается. Для установления всех обстоятельств назначено повторное проведение комиссионной экспертизы.