В мире российского кино есть актеры-загадки. Не те, что прячутся от камер, а те, чья настоящая жизнь и внутренний мир оказываются сложнее и драматичнее любой сыгранной роли.
Павел Баршак - из их числа. С первого взгляда - романтический герой, "мальчик с гитарой" из культовой "Прогулки", кумир 2000-х.
Но при ближайшем рассмотрении - упрямый, принципиальный и бесконечно семейный человек, чья биография читается как остросюжетный роман: три брака, трое детей, уход из легендарного театра, травмы и обретение, наконец, того самого, выстраданного счастья.
От инженера к актеру
Путь Павла к сцене - это история преодоления, но не обстоятельств, а предубеждений. Рожденный в Москве 29 декабря 1980 года в семье инженеров-энергетиков, он с детства находился под мощным влиянием деда.
Тот был убежден: "мужская" профессия должна кормить, а актерство - несерьезное баловство. Как сам Баршак не раз рассказывал в интервью, его детские мечты были далеки от искусства: он хотел быть водителем мусоровоза, потом военным, его манил космос.
Перелом наступил в школе, куда он попал в театральную студию педагога Александра Жукова. Туда его привела одноклассница - дочь Жукова, будущая актриса Анна Слю. Первый выход на сцену в шестом классе в роли профессора Хиггинса из "Пигмалиона" стал откровением.
Но давление семьи было сильным. Вопреки своему призванию, Павел, как когда-то его старший брат Александр (ныне известный режиссер), подчинился воле деда и поступил в колледж при Московском энергетическом институте.
"Учеба не сложилась: материал был непонятен и ничего, кроме тоски, не вызывал", - вспоминал он те дни.
Это был тупик. Спасением стал брат, который, отучившись два курса в МЭИ, круто изменил жизнь, поступив в Школу-студию МХАТ. Павел последовал его примеру.
В 1997 году он подался сразу в Щукинское училище и ГИТИС, на курс к самому Петру Фоменко. Помог определиться уже работавший у Фоменко актер Кирилл Пирогов. Выбор был сделан в пользу ГИТИСа.
Годы учебы стали для него временем творческого раскрепощения и дружбы. Именно тогда он вместе с Евгением Цыгановым создал панк-группу "Гренки", где пел и играл на бас-гитаре. Музыка навсегда останется его второй страстью, которая в будущем аукнется неожиданным образом.
Цена принципов и роковая забывчивость
Окончив ГИТИС в 2001 году, Баршак был принят в театр "Мастерская Петра Фоменко". Казалось, судьба предопределена.
Но жизнь внесла коррективы - его призвали в армию. Характерно, что он, человек действия, не стал уклоняться и даже настаивал на отправке в горячую точку, считая, что служба должна быть настоящей. В итоге его направили в Театр Российской армии, где он и отслужил положенный срок.
Вернувшись, он с головой окунулся в работу. Но вскоре его принципиальность и многогранность вступили в конфликт с системой.
Руководство театра требовало от него полного сосредоточения на сцене и настаивало на прекращении музыкальных выступлений с группой. Баршак не мог предать свое увлечение и продолжал играть тайком. Когда обман раскрылся, отношения с театром дали первую трещину.
Роковым же стал досадный эпизод, который сам актер называет своей главной профессиональной ошибкой.
Однажды после утренней репетиции он поехал домой, а потом отправился с сыном в кино, напрочь забыв о вечернем спектакле, в котором должен был играть. Телефон был разряжен, его не смогли найти.
Это был не прогул сознательно, а вытеснение - он просто вычеркнул из памяти то, что ему в тот момент было невыносимо. После этого инцидента ему предложили написать заявление по собственному желанию. В 2016 году он ушел, неся с собой чувство вины, но без обиды на Фоменко, которого до сих пор называет своим главным учителем.
Параллельно с театром развивалась его кинокарьера. Дебют в "Убойной силе" (2000), первая заметная роль в "Леди на день".
Но звездный час пробил в 2003-м с выходом "Прогулки" Алексея Учителя. Его герой, мечтательный Алексей, гуляющий по ночному Питеру, стал символом целого поколения.
Однако Баршак, не хотел застревать в одном амплуа. Он доказал свою многогранность, блестяще сыграв в криминальной драме "Игра" (2011) и ее продолжении "Игра. Реванш". Его бандит Смолин был харизматичным, умным и опасным.
На сегодня фильмография Павла Баршака насчитывает около 100 ролей. Среди ключевых проектов - "Ночной продавец", "Три мушкетера" (Арамис), "Магомаев", "Союз спасения". Он всегда тщательно подходил к выбору ролей, предпочитая качество количеству, а семью - бесконечным съемкам.
Личная жизнь
Личная жизнь актера - это отдельная сага, полная поисков, ошибок и, в конечном счете, обретения. Его первая юношеская влюбленность в Анну Слю так и осталась неразделенной.
"Единственным проявлением чувств стало приглашение на медленный танец во время школьной экскурсии", - с улыбкой вспоминал он.
В 22 года он, импульсивный и эмоциональный, женился на Анне Политковской, дочери хореографа Аллы Сигаловой. В 2003 году у пары родился сын Фёдор. Но брак распался почти сразу после рождения ребенка.
Важный и показательный факт: после развода Фёдор остался жить с отцом. Павел, не испугавшись, полностью взял на себя роль отца-одиночки, брал сына на съемки и репетиции.
Второй брак с художницей Евгенией подарил ему второго сына, Фому (род. 2009). Но и эти отношения не выдержали испытания временем и разошлись в 2012 году. Сам Баршак не любит публичных разборов и никогда не винил своих бывших жен, называя оба союза "жизненно необходимыми этапами".
Счастье он обрел с третьей попытки. Мария, - человек с уникальной биографией: по образованию следователь-криминалист, она также профессиональный таролог и художница.
В 2019 году у пары родилась дочь Прасковья. Появление девочки после двух сыновей стало для Павла особым чудом. Именно в этом браке он, по его словам, понял ценность не бурной страсти, а взаимного доверия и душевного спокойствия.
Испытания
2023 год стал для Баршака настоящим испытанием на прочность. Согласно новостным сообщениям, он дважды за год становился жертвой нападений.
В первом случае, после дружеской встречи на улице между Павлом и его знакомой, балериной Анастасией Данскир, возник спор.
В него попытались вмешаться посторонние, один из мужчин ударил актера.
Баршак упал, получил сотрясение, а главное - повредил руку, в которой после предыдущего перелома на съемках стояла металлическая спица. Требовалась повторная операция.
Во втором случае актер оказался в квартире той же балерины, когда туда через лоджию проник её навязчивый поклонник. В завязавшейся драке Павел снова получил серьезные травмы: перелом двух ребер и пневмоторакс, что потребовало срочной госпитализации.
Примечательно, что его супруга Мария отреагировала на ситуацию с удивительной мудростью, не устраивая скандалов, а оказав поддержку.
Павел Баршак сейчас
На сегодняшний день его жизнь кардинально изменилась. В начале 2024 года он и его жена Мария приняли непростое, но обоюдное решение расстаться. Несмотря на это, они сохранили дружеские и партнерские отношения, основанные на общей заботе о дочери. прасковья осталась жить с отцом.
Что же касается профессиональной активности, Павел её сознательно решил снизить. Он по-прежнему снимается, но выбирает только те проекты, которые позволяют ему быть рядом с дочерью и не требуют длительных отъездов.
В его планах - работа в антрепризных спектаклях с гибким графиком.
Его история сегодня - это история не о карьерных достижениях, а о личной ответственности. Из брутального актера и романтического героя он превратился в любящего отца, для которого смысл жизни сосредоточен в ребенке.
Он не ведет блоги, не оправдывается и не жалуется. Он просто делает свою самую важную работу - воспитывает дочь.