Коллекция Музея археологии и этнографии, входящего в состав Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН, пополнится уникальным VR-экспонатом под названием «VR-URTA».
Этот проект – результат сотрудничества лаборатории VR-технологий и робототехники УГНТУ (расположенной в Межвузовском кампусе Уфы) и Евразийского музея кочевых цивилизаций.
Идея проекта возникла спонтанно: можно ли создать виртуальную модель башкирской юрты с использованием современных VR-технологий? После обсуждения концепции было решено представить проект на конкурс лидерских инициатив.
"Мы стремились показать, что УГНТУ занимается не только нефтегазовой отраслью, но и способно создавать музейные экспонаты с помощью цифровых технологий", – отметил руководитель проекта Булат Шайбаков.
Над проектом «VR-URTA» работают сотрудники лаборатории VR-технологий и робототехники, Центра реверс-инжиниринга УГНТУ, Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН, а также историки.
Команда проекта тесно сотрудничает с представителями Музея археологии и этнографии. В музее имеется исторически достоверная башкирская юрта, воссозданная из аутентичных материалов с соответствующим внутренним убранством, которая и послужила прототипом для виртуальной версии. Сначала были сделаны фотоснимки каждого предмета, панорамные снимки интерьера и экстерьера юрты, а также выполнено наземное лазерное сканирование для создания облака точек, необходимого для разработки 3D-моделей. Затем в лаборатории были воссозданы модели и сцены, а совместно с сотрудниками музея разработаны сценарии.
Башкирская юрта и предметы интерьера, представляющие историческую ценность, были полностью перенесены в виртуальную реальность. Оцифровка проводилась как вручную, так и с использованием данных наземного лазерного сканирования, предоставленных лабораторией реверс-инжиниринга. Основная сложность заключалась в том, что старинные предметы обихода, выполненные вручную, имеют неоднородную структуру, сложную форму и, как правило, несимметричны. Кроме того, материалы, из которых они изготовлены, требовали индивидуального подхода в каждом конкретном случае.
Помимо экспозиции в Музее археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН, проект планируется использовать в передвижных выставках и Евразийском музее кочевых цивилизаций. Виртуальную юрту можно будет демонстрировать на крупных выставках и форумах, представляющих Республику Башкортостан, позволяя посетителям погрузиться в национальную историю без необходимости перевозки громоздких экспонатов, используя только VR-очки.
По словам министра предпринимательства и туризма Республики Башкортостан Светланы Верещагиной, создание подобного экспоната значительно обогатит туристический опыт, позволит посетителям лучше узнать культуру кочевых народов и привлечет больше туристов, интересующихся историей и этнографией региона. Виртуальная юрта станет привлекательным объектом для образовательных туров и культурных программ, расширяя возможности экскурсионных маршрутов.
В России проживает множество народов, ведущих в прошлом кочевой образ жизни, и опыт уфимских ученых может быть полезен другим регионам. В УГНТУ уверены, что существует бесконечное множество сценариев для подобных виртуальных экскурсий, посвященных историческому жилищу любого народа России.
Источник: Правительство РБ.