С 1 января 2026 года россиян ждет очередное повышение налогов. Власти называют это «наименее негативным» сценарием для экономики, но бизнес и эксперты уже готовятся к росту цен и новым проблемам.
Редактор Юга.ру Денис Куренов разобрался, что стоит за этой инициативой и кто в итоге заплатит за пополнение бюджета.
Ключевые изменения: три удара по бизнесу
29 сентября 2025 года правительство внесло в Госдуму пакет масштабных налоговых поправок, оформленный как Законопроект № 1026190-8.Документ уже находится на рассмотрении в профильных комитетах и, учитывая его значимость для бюджета, будет принят в ближайшее время. Хотя законопроект содержит множество поправок, несколько из них выделяются системным влиянием на бизнес-климат в стране.
Ключевое изменение — рост основной ставки НДС с 20% до 22%.Правительство подчеркивает, что льготная ставка 10% на социально значимые товары, такие как продукты и лекарства, сохранится.
Болезненный удар реформа наносит по малому и среднему бизнесу, работающему на упрощенной системе налогообложения (УСН). Законопроект предлагает снизить порог годового дохода, при превышении которого необходимо платить НДС, — с 60 млн до 10 млн рублей. Завершает картину комплексной «перенастройки» отмена ряда льгот для малого и среднего бизнеса. Во-первых,пониженные страховые взносы в 15%, введенные в пандемию, сохранятся только для приоритетных отраслей . Во-вторых, серьезные изменения ждут IT-отрасль: льготный тариф страховых взносов для них повысится с 7,6% до 15%.
«Большая стройка» для бюджета: официальная версия
Хотя предложенные поправки пока находятся в статусе законопроекта, их официальное обоснование уже представлено общественности и выглядит как тщательно продуманная антикризисная мера. Правительство представляет повышение налогов как вынужденный и единственно верный шаг для балансировки бюджета и финансирования растущих госрасходов. В официальной риторике этот шаг подается как «наименьшее из зол» для экономики.
Ключевым спикером реформы выступает министр финансов Антон Силуанов. По его словам , выбор стоял между повышением налогов и наращиванием государственного долга. Последний вариант, как уверяет министр, был бы куда опаснее. «Неконтролируемое наращивание госдолга привело бы к разгону инфляции и как следствие — к росту ключевой ставки» , — объяснил Силуанов. Повышение НДС преподносится как превентивный удар по инфляции, который позволит Центробанку в будущем смягчать кредитно-денежную политику, что, в свою очередь, важно для роста инвестиций. В Минфине стараются успокоить общественность, утверждая, что мера окажет «умеренное и ограниченное»влияние на цены. В качестве доказательства приводится опыт 2019 года, когда НДС подняли с 18% до 20%. Тогда, по оценкам ведомства, вклад в инфляцию был временным, составив около 1%.
Для легитимации решения в глазах общества используется и сравнение с зарубежным опытом. Силуанов указывает, что предлагаемая ставка в 22% вполне соответствует европейскому уровню, приводя в пример такие страны, как Италия, Польша и Португалия.
В качестве ключевой меры социальной защиты правительство обещает сохранить льготную ставку НДС в размере 10% на все социально значимые товары. В этот список входят основные продукты питания (мясо, молоко, хлеб, овощи), лекарства и медицинские изделия, а также товары для детей. «Это позволяет защитить от повышения цен людей с невысокими доходами» , — подчеркнул Силуанов.
Цены повысятся уже в октябре: что ждет потребителя
Несмотря на заверения властей об «умеренном» эффекте, многие специалисты утверждают, что рост НДС неизбежно приведет к повышению цен, которое почувствуют все. Экономисты и даже чиновники уже делают прогнозы: по разным оценкам, эта мера добавит к годовой инфляции от 0,6–0,7 до 1,5 процентных пункта.
«Бизнес будет стремиться компенсировать дополнительные издержки за счет повышения цен» , — отмечаетОльга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам». Иными словами, возросшая налоговая нагрузка практически полностью окажется в чеке покупателя. Ожидается, что первыми на изменения отреагируют отрасли с высокой чувствительностью к цене, такие как розничная торговля и сфера услуг.
Экономисты предупреждают, что эффект может быть не разовым шоком в январе 2026 года, а более растянутым во времени. Бизнес, скорее всего, начнет готовиться к повышению заранее, закладывая будущий рост налогов в текущие ценники уже в конце 2025 года. Главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец ожидает , что это произойдет уже в октябре: на «благоприятном»информационном фоне бизнес может повысить цены «под шумок» , желая переложить на покупателя часть своих издержек.
Даже глава Центробанка Эльвира Набиуллина, поддерживая логику правительства, признаетнеизбежность «краткосрочной реакции цен» . Впрочем, она тут же оговаривается, что это лучший сценарий по сравнению с альтернативой — ростом госдолга, который создал бы « устойчивое инфляционное давление» . Однако для рядового потребителя эта макроэкономическая логика сводится к простому факту: платить за привычные товары и услуги придется больше.
Похороны «упрощенки»
Налоговая реформа также нанесет серьезный удар по малому и среднему бизнесу. Ключевое и самое болезненное нововведение — снижение порога годового дохода для обязательной уплаты НДС на «упрощенке» в шесть раз: с 60 млн до 10 млн рублей. Это изменение затронет огромное количество микропредприятий, которые сейчас являются основой экономики малых (и не только) городов: пекарни, парикмахерские, небольшие мастерские и кафе — все, у кого дневная выручка превышает 27,4 тыс. рублей.
Официальная цель, заявленная Минфином, — борьба со схемами «дробления», когда крупный бизнес искусственно разделяется на несколько мелких юрлиц, чтобы не платить НДС. По словам министра финансов Антона Силуанова, это создаст «бесшовный» переход для растущих компаний и «побудит бизнес выходить из тени» .
Однако для самих предпринимателей последствия могут быть катастрофическими. Реформа предлагает им выбор: либо платить НДС по стандартной ставке 20% (с правом на вычеты), либо использовать льготный режим — 5% НДС с выручки до 250 млн рублей и 7% с выручки от 250 до 450 млн рублей, но без права на вычеты.
«Даже если такие компании выберут упрощенный вариант уплаты НДС по ставке 5% без права вычета «входного» НДС, все равно придется вести сложный учет» , — отмечает кандидат экономических наук Вера Кононова. Бизнес, не имевший ранее дел с НДС, будет вынужден нанимать более дорогих бухгалтеров и пересматривать бизнес-модели. Эксперты опасаются, что бизнес с низкой рентабельностью уйдет в «тень» или полностью закроется.
Чтобы понять масштаб драмы, нужно вспомнить, чем была «упрощенка». Появившись летом 2002 года, она стала революционной реформой, закрепленной в Налоговом кодексе. Возможность платить 6% с оборота, не ведя сложного бухгалтерского учета, стала путевкой в бизнес для миллионов людей и настоящим драйвером экономического роста.
Но с годами «упрощенку» решили «оптимизировать». Фактически ее сворачивание идет с 2013 года. Именно тогда власти нанеслипервый серьезный удар, резко, практически вдвое, повысив фиксированные страховые взносы для индивидуальных предпринимателей. Это привело к массовому закрытию бизнеса: только за первые месяцы 2013 года с учета снялись, по разным оценкам, более 370 тысяч ИП. С тех пор давление на малый бизнес лишь нарастало, но именно сейчас, по мнению многих экспертов, в крышку его гроба забивают финальный гвоздь.
Конец льготной эпохи: затягивание поясов для МСП и IT
Еще один важный элемент грядущей налоговой реформы — отмена ряда льгот, которые ранее считались важными мерами поддержки бизнеса. Под удар попали как широкие слои малого и среднего предпринимательства (МСП), так и IT-сектор, долгое время бывший витриной государственной поддержки инноваций.
Правительство намерено переформатировать льготы по страховым взносам для МСП. Пониженный тариф в 15% (вместо стандартных 30%), введенный в разгар пандемии как временная мера для сохранения занятости, теперь будет отменен для целого ряда отраслей. В список на отмену льготы попали торговля, строительство, добыча полезных ископаемых и другие сферы. Сохранить пониженную ставку смогут только приоритетные, по мнению Минфина, отрасли — обработка, производство, транспорт и электроника. В самом министерстве объясняют этот шаг тем, что мера «решила свою задачу» , а сектор МСП характеризуется «устойчивой положительной динамикой» . Однако представители бизнеса видят в этом серьезную угрозу. Председатель комитета Торгово-промышленной палаты по поддержке и развитию МСП Александр Изюков назвалвозможное сокращение льгот «ударом, от которого многие уже не оправятся» .
Серьезные изменения ждут и IT-отрасль, которая за последние годы привыкла к беспрецедентным налоговым преференциям. Льготный тариф страховых взносов для IT-компаний планируется повысить почти вдвое — с 7,6% до 15%. Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что особый режим «решил свою задачу» , поскольку в отрасли высокий финансовый результат, а уровень зарплат в 2,5–3 раза превышает среднероссийский.
Эту информацию подтвердилв телеграм-канале Минцифры его глава Максут Шадаев, признав, что «общая ситуация действительно непростая» . Он, однако, подчеркнул, что даже после повышения ставка для IT останется вдвое ниже, чем в других секторах, и ключевые меры поддержки, такие как льгота по налогу на прибыль и IT-ипотека, сохранятся. Вместе с этим планируется отменить и освобождение от НДС при продаже российского программного обеспечения из реестра Минцифры, что также увеличит издержки разработчиков и, вероятно, цены для конечных потребителей.
Цена «обороны и безопасности»
Налоговая реформа имеет вполне конкретную и неотложную цель: финансирование резко возросших бюджетных расходов, которые власти предпочитают не афишировать в деталях. Вся конструкция реформы прямо указывает на то, что казне срочно нужны деньги, а старые источники иссякают.
В официальных сообщениях Минфина указано , что изменения в Налоговый кодекс «направлены, в первую очередь, на финансирование обороны и безопасности» . Уточняется, что ресурсы пойдут на оснащение вооруженных сил, поддержку военнослужащих и модернизацию предприятий ОПК.
Необходимость в новых источниках дохода вызвана и тем, что главный резервный кошелек страны — Фонд национального благосостояния (ФНБ) — заметно «похудел». Его ликвидная часть, которую можно оперативно тратить на покрытие дефицита бюджета, за последние годы активно сокращалась. Так, по данным Минфина, в декабре 2024 года она снизилась на 34,3% — до 3,81 трлн рублей. Это произошло после того, как почти 1,3 трлн рублей из фонда были направлены на финансирование дефицита федерального бюджета.
Этот резкий поворот создает явный риторический диссонанс с обещаниями, которые давались властями еще совсем недавно. Президент Владимир Путин в марте 2024 года поручил «зафиксировать основные параметры налоговой системы до 2030 года» . А министр финансов Антон Силуанов в июне 2025 года на Петербургском международном экономическом форуме заверял , что «базово налоги не трогаем» , называя это важным инструментом предсказуемости политики.
В сухом остатке, по мнению независимых экспертов, правительство просто выбирает самый простой и быстрый способ пополнения бюджета. Вместо сокращения неэффективных расходов или поиска более сложных механизмов оно перекладывает растущее фискальное бремя на плечи всего населения и бизнеса через косвенный налог — НДС, который заложен в цену практически каждого товара и услуги.