Утилизационный сбор – обязательный платёж при покупке или ввозе автомобиля, своего рода экологический налог. Эти деньги заранее резервируются на последующую переработку машины после того, как она выработает свой ресурс.
В России утильсбор уплачивается один раз – обычно его закладывают в цену производители или дилеры при продаже нового авто. Если же вы самостоятельно ввозите машину из-за границы, сбор придётся оплатить при её таможенном оформлении.
Размер утильсбора зависит от характеристик автомобиля (объёма двигателя, массы, возраста и т.д.). Сейчас для легковых машин физических лиц действует льготная фиксированная ставка – всего 3 400 рублей за новый автомобиль (и 5 200 руб. за авто старше 3 лет). Эти тарифы применяются при выполнении условий: двигатель объёмом не более 3,0 л, ввоз не чаще одного авто в год и запрет продажи ввезённой машины в течение года. Если условия не соблюдены, утильсбор приходится платить по полной повышенной ставке – как для юридических лиц (коммерческих импортеров).
С 1 ноября 2025 года планируются изменения: Минпромторг предложил новую методику расчёта утильсбора, которая будет учитывать мощность двигателя автомобиля. Базовая ставка по-прежнему определяется по типу, объёму мотора и возрасту ТС, но вводится дополнительный коэффициент, зависящий от развиваемой мощности.
Главное новшество – ограничение льготы по мощности двигателя. Льготный утильсбор 3,4 тыс. руб. сохранится только для машин мощностью до 160 л. с. включительно. Если же мотор выдает более 160 л. с., льгота пропадает – платить придётся в разы больше, фактически на уровне коммерческого сбора.
Иными словами, после превышения порога в 160 л. с. утильсбор вырастает с нескольких тысяч до сотен тысяч или миллионов рублей. Ожидается, что эти изменения вступят в силу уже с 1 ноября 2025 года (проект постановления опубликован и, вероятно, будет утверждён к этой дате).
Что точно поменяют с 1 ноября
Льготный сбор остаётся для авто до 160 л. с.
Если мощность двигателя 160 л. с. или меньше, вы по-прежнему заплатите при ввозе символические 3 400 руб. за новый автомобиль (5 200 руб. за машину старше 3 лет).
По данным Минпромторга, такие авто составляют около 88% от всех легковушек, зарегистрированных в последние годы (на Дальнем Востоке – свыше 95% импортируемых машин).
В министерстве считают, что для большинства массовых моделей ничего не изменится – утильсбор останется прежним и практически не повлияет на конечную цену.
По оценкам экспертов, ситуация прямо противоположная: машины с моторами свыше 160 л. с. составляют 70–80% параллельного импорта. Это такие популярные на ввоз модели, как Changan UNI-S, Geely Monjaro, Toyota RAV4, Toyota Camry и Lexus RX 300. Подробнее об изменении стоимости модельного ряда мы писали в предыдущем обзоре.
Машины мощнее 160 л. с. льготы лишаются
Для них льготная ставка больше не применяется. Сейчас частный владелец платит лишь 3,4 тыс. руб. сбора даже за 170–200-сильное авто, но по новым правилам сумма вырастет многократно (в десятки и даже сотни раз). Проще говоря, придётся платить утильсбор почти как дилеру, по полной прогрессивной шкале.
Даже небольшое превышение лимита – например, до 180 л. с. – означает несколько сотен тысяч рублей сбора вместо нескольких тысяч. А уж для 250–300-сильных моделей речь пойдёт про суммы порядка миллиона и более.
Отметим, что льгота и ранее была доступна не для всех: она действовала только при объёме двигателя не более 3,0 л, так что крупнообъёмные машины уже сейчас платят полный «утиль». Теперь к ним добавятся и автомобили с относительно небольшим объёмом, но высоким показателем л. с.
Новые правила, по плану, вступят в силу с 1 ноября 2025 года. Они не будут иметь обратной силы: тем автовладельцам, кто уже оплатил утильсбор по старым ставкам, ничего пересчитывать не придётся.
Электрокары тоже обидели
Кроме того, устанавливается отдельный порог для экологичного транспорта – гибридов и электромобилей. Для них льготный лимит мощности предлагается ограничить всего 80 л. с. (по продолжительной мощности электромотора). То есть практически все современные электрокары и гибриды (обычно 100–300 л. с.) тоже потеряют льготу и будут платить полный утильсбор.
Примеры: цены до и после
Рассмотрим несколько примеров, как изменится утильсбор до vs. после 1 ноября (для ввоза одним физлицом):
- Автомобиль до 160 л. с. Например, Toyota Corolla (~132 л. с.) или Honda Fit (~100 л. с.). Такие машины укладываются в льготный лимит, поэтому сбор для них останется прежним – около 3 400 руб., никаких изменений.
- Модель немного мощнее 160 л. с. Скажем, семейный кроссовер Chery Tiggo 8 Pro Max (197 л. с.). Сейчас при ввозе такого авто платят 3 400 руб. сбора, а с 1 ноября придётся заплатить около 950 000 рублей. Цена машины увеличится на несколько сотен тысяч рублей только из-за утильсбора.
- Гораздо более мощная машина. Например, Geely Monjaro (238 л. с.). Льготный сбор 3 400 руб. для неё с 1 ноября заменится суммой порядка 952 000 руб. Это почти на миллион рублей больше, чем сейчас.
Кто выиграет и кто потеряет
Преимущество останется у владельцев обычных автомобилей до 160 л. с.: утильсбор для них по-прежнему мизерный и не влияет на цену. «Выиграли» и те, кто откладывал покупку мощной машины, но успеет сделать это до 1 ноября – они сэкономят сотни тысяч рублей, воспользовавшись последними днями старых ставок.
В проигрыше оказываются любители мощных авто – покупатели больших кроссоверов, внедорожников, спорткаров. Импорт такой машины для личного пользования обойдётся значительно дороже, чем раньше. Даже массовые модели с моторами ~180–200 л. с. прибавят к цене по 200–300 тыс. руб. за счёт нового сбора. А премиальным внедорожникам и суперкарам придётся заплатить и вовсе миллионы (утильсбор на люксовый SUV может превышать 6–10 млн руб.).
Многие покупатели, скорее всего, откажутся от ввоза таких машин или переориентируются на локальные аналоги.
Что делать, если собираетесь ввозить авто
Здесь всё просто и без инсайдов:
- Уточните мощность двигателя. Перед покупкой выясните, сколько лошадиных сил у выбранной модели по ПТС. Даже небольшое превышение лимита (например, 170 л. с. вместо 160) лишит вас льготы и мультиплицирует сумму сбора.
- Рассмотрите менее мощную версию. Многие модели имеют варианты двигателей. Имеет смысл выбрать комплектацию с мотором чуть меньшей мощности, чтобы уложиться в 160 л. с. Автопроизводители нередко ограничивают отдачу моторов (до 149–150 л. с.) под российские налоговые категории. Потеряв десяток «лошадей» в мощности, вы избавите себя от стократного роста утильсбора.
- Купите авто до 1 ноября. Если планировали мощную машину – лучше не тянуть. До вступления новых правил действует старый порядок, и при ввозе вы заплатите за утильсбор всего 3,4 тыс. рублей. После 1 ноября та же машина обойдётся на несколько сотен тысяч дороже. Дилеры предупреждают, что доступных машин осталось мало и спрос ажиотажныйautoreview.ru, так что стоит поторопиться.
Подводя итог: льгота по утильсбору для граждан сохраняется, но только для относительно маломощных автомобилей.
Все машины выше условных 160 «лошадей» теперь облагаются полным сбором. Поэтому тем, кто присматривался к мощным моделям, придётся либо смириться с большой доплатой, либо пересмотреть свои планы.