ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ ПАВЛА К РИМЛЯНАМ.
БЕСЕДА 1. (продолжение)
БЫЛО ЛИ ИУДЕЯМ ПРЕДСКАЗАНО БЛАГОВЕСТИЕ?
Святитель поясняет:
"Сказано ведь: «Господь даст глагол благовествующим силою многою» (Пс 67.12); и еще: «коль красны ноги благовествующих мир» (Ис 52.7)
Видишь ли, как определенно выражены в ветхом завете название и способ евангелия? Оно, говорит, возвещается не только словами, но и делами; затем благовестие не есть что-либо человеческое, но божественное, неизреченное, превышающее всякое естество. А так как называли его – нововведением, то Павел доказывает, что благовестие древнее эллинов (язычества) и прежде было описано у пророков. Если же Бог сообщил его не изначала, то по вине не хотевших предать; кто же хотел, тот слышал. «Авраам отец ваш, – сказано, – рад бы был, да бы видел день Мой: и виде, и возрадовася» (Ин 8.56)
Итак, в каком смысле говорит, что «мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша» (Мф 13.17)?.. Всякий раз, как Богу угодно предуготовить что-нибудь великое, Он предсказывает об этом за много времени, чтобы настроить слух к принятию этого при исполнении.
«В писаниях святых» пророки не только говорили, но и писали то, о чем говорили. Даже не только писали, но изображали действиями, например, Авраам вел Исаака (на жертвоприношение), Моисей возносил змия, воздевал руки во время сражения с Амаликом и закалал пасхального агнца."