Найти в Дзене
TehnObzor

Project REBIRTH – ИИ и надувной «кокон» спасут пассажиров при авиакатастрофе

Оглавление

Команда инженеров из дубайского кампуса BITS Pilani представила Project REBIRTH — систему выживания при авиакатастрофах на базе ИИ (искусственного интеллекта), предназначенную для защиты пассажиров при неизбежных крушениях.

Концепция предполагает использование внешних подушек безопасности, которые надуваются вокруг фюзеляжа самолёта, чтобы смягчить удар при резком приземлении. Система разворачивает умные подушки безопасности менее чем за 2 секунды и использует GPS с маячками для помощи спасательным командам.

Система, созданная Эшелем Васимом и Дхарсаном Шринивасаном, использует ИИ и датчики для определения неминуемости крушения и активируется автоматически, если самолёт находится на высоте ниже 914 м. Пилоты также могут при необходимости активировать систему вручную.

«Идея звучит интересно, НО авиакатастрофы, для предотвращения последствий которых предназначена эта система, редки, но всем будущим самолётам придётся нести дополнительный вес и мириться с другими компромиссами ради смягчения последствий одной аварии из сотен за 20 лет», — заявил Джефф Эдвардс, консультант по авиационной безопасности ВМС США.

Читайте: Какое место в самолёте самое безопасное – Советы и статистика

Как работает Project REBIRTH

Перед принятием решения система отслеживает состояние двигателей, направление, скорость, высоту, температуру и действия пилота.

-2
Если крушение неизбежно, подушки безопасности разворачиваются из носовой, брюшной и хвостовой частей самолёта менее чем за 2 секунды.

Изготовленные из слоёв кевлара (сверхпрочное синтетическое волокно, используемое, например, в бронежилетах), ТПУ (термопластичного полиуретана — гибкого и прочного вида пластика), зайлона (синтетическое волокно, превосходящее по прочности кевлар) и неньютоновских умных жидкостей (жидкости, которые мгновенно твердеют при ударе, поглощая энергию), подушки безопасности поглощают удар и уменьшают повреждения самолёта и травмы пассажиров.

Если двигатели работают, для замедления самолёта включается реверс тяги (режим работы двигателя, создающий обратную тягу для торможения). Кога двигатели отказали, активируются газовые ускорители для снижения скорости и стабилизации самолёта.

После приземления ярко-оранжевая краска, инфракрасные маячки, GPS (спутниковая система для определения точного местоположения) и проблесковые огни помогают спасательным командам быстро обнаружить место крушения.

«Система готовится к худшему, когда все остальные средства отказали», — говорят инженеры.

Прототип и испытания

Команда BITS Pilani создала прототип в масштабе 1:12.

-3

Он объединяет датчики, микроконтроллеры (миниатюрные управляющие компьютеры на одном чипе) и баллоны с углекислым газом под управлением программного обеспечения на базе ИИ. Система реагирует на изменения скорости, вибрации и силы, последовательно активируя меры безопасности.

Компьютерное моделирование показывает, что эта концепция может снизить силу удара при крушении более чем на 60%. Сейчас инженеры готовятся к сотрудничеству с авиапроизводителями и лабораториями для испытания полноразмерных моделей в аэродинамических трубах и в процессе симуляций крушений.

Они также планируют сделать систему совместимой как с новыми, так и с уже существующими самолётами.

«Сегодня REBIRTH готов к масштабным испытаниям; схемы, результаты моделирования и данные о материалах уже подготовлены», — заявила команда инженеров.

Система, рождённая из трагедии

Идея концепции возникла после смертельной авиакатастрофы Air India, произошедшей ранее в этом году.

-4

Самолёт потерял тягу через несколько секунд после взлёта, и в результате погиб весь экипаж и почти все пассажиры, выжил лишь один человек. «Моя мама не могла спать», — сказал Васим.

«Она всё время думала о страхе, который, должно быть, испытывали пассажиры и пилоты, зная, что выхода нет. Эта беспомощность не давала нам покоя».

Инженеры сосредоточились на трёх целях: замедлить самолёт перед ударом, поглотить силу удара и помочь спасателям быстрее добраться до места крушения.

Project REBIRTH — это последняя из серии амбициозных идей в области авиационной безопасности, от парашютов для всего самолёта до самовосстанавливающихся «волшебных» покрытий.

Хотя система выглядит многообещающей, эксперты предупреждают, что дополнительный вес и сложность конструкции подушек безопасности могут создать определённые трудности.

-5

Если проект выиграет премию James Dyson Award 2025 года (престижная международная премия для молодых инженеров-конструкторов), он встанет в один ряд с победителями прошлых лет, как биомедицинские носимые устройства для диагностики глаукомы и внедорожные прицепы для транспортировки раненых солдат, и получит приз в размере 40 000 долларов.

Хочу первым узнавать о ТЕХНОЛОГИЯХ – ПОДПИСАТЬСЯ на Telegram

Читать свежие обзоры гаджетов на нашем сайте – TehnObzor.RU