Найти в Дзене

Мастера из Гомеля превращают бересту и дерево в картины

В День города в сквере имени А. Громыко вырос ремесленный квартал под
открытым небом. Десятки народных умельцев из Москвы, Минска, Витебска,
Гродно, Бреста и разных уголков Гомельщины представили уникальные
handmade-изделия. Некоторые из них работают в одной из самых кропотливых
техник – аппликации. «Белка» пообщалась с местными мастерами, которые
из сотен мелких фрагментов создают настоящие шедевры.

Учитель истории гомельской гимназии №51 и член Союза мастеров Ирина
Кротова в свободное время «рисует» картины необычным способом.
Монументальные замки, умиротворяющие пейзажи, храмы и костёлы она
выкладывает из кусочков обычной бересты.

«В этот материал я влюбилась случайно. Увидела на выставке небольшую
берестяную картину и остановилась. Долго рассматривала её, сначала
подумала, что она сделана из кожи. Когда узнала, что такую красоту можно
создавать из коры, загорелась идеей сделать так же», – рассказала Ирина
Анатольевна.

Так появились картины со знакомыми каждому гомельчанину видами:
дворцом Румянцевых и Паскевичей, белоснежными лебедями на пруду,
часовней-усыпальницей. Точное количество кусочков бересты для одной
картины сложно подсчитать, но их обычно несколько десятков и более – всё
зависит от размеров полотна.

«Природа сама «расписывает» бересту по своему усмотрению, украшая
причудливыми наплывами. Разнообразие оттенков я добиваюсь, используя
обратную сторону бересты: бархатно-коричневую, бордовую, охристую», –
поделилась мастерица.

-2

По словам Ирины, верхний белый слой бересты очень прочный, гибкий и
мало поддаётся гниению, поэтому такие картины сохраняют красоту долгие
годы.

Гомельский мастер Александр Рубанов, постоянный участник ремесленных
ярмарок, уже более 25 лет сохраняет и развивает традиции сожской скани –
уникального местного искусства инкрустации тончайшей древесной
стружкой. Александр рассказал, что однажды увидел работы Владимира
Цекунова, мастера из Гомеля, который в 1990 году возродил эту технику, и
с тех пор очарован её красотой.

По профессии Рубанов гравёр, несколько лет обучался новому ремеслу,
сам создал инструменты, значительно ускоряющие процесс работы.

-3

По его словам, для техники лучше всего подходят мягкие породы дерева –
осина, вишня, каштан, липа, кедр и берёза, тогда как с дубом работать
сложнее – стружка получается толще и грубее. На изготовление одной
средней по размеру картины у Александра уходит от двух до трёх недель:
сначала вытачивает деревянную основу, затем вырезает около пятисот
завитков из стружки и выкладывает их в узор. Но бывают заказы и
посложнее – приходилось плести кружева из дерева месяц и более.

Автор: Марина Шестопалова. Фото: newsgomel.by, Вячеслав Коломиец