В День города в сквере имени А. Громыко вырос ремесленный квартал под
открытым небом. Десятки народных умельцев из Москвы, Минска, Витебска,
Гродно, Бреста и разных уголков Гомельщины представили уникальные
handmade-изделия. Некоторые из них работают в одной из самых кропотливых
техник – аппликации. «Белка» пообщалась с местными мастерами, которые
из сотен мелких фрагментов создают настоящие шедевры.
Учитель истории гомельской гимназии №51 и член Союза мастеров Ирина
Кротова в свободное время «рисует» картины необычным способом.
Монументальные замки, умиротворяющие пейзажи, храмы и костёлы она
выкладывает из кусочков обычной бересты.
«В этот материал я влюбилась случайно. Увидела на выставке небольшую
берестяную картину и остановилась. Долго рассматривала её, сначала
подумала, что она сделана из кожи. Когда узнала, что такую красоту можно
создавать из коры, загорелась идеей сделать так же», – рассказала Ирина
Анатольевна.
Так появились картины со знакомыми каждому гомельчанину видами:
дворцом Румянцевых и Паскевичей, белоснежными лебедями на пруду,
часовней-усыпальницей. Точное количество кусочков бересты для одной
картины сложно подсчитать, но их обычно несколько десятков и более – всё
зависит от размеров полотна.
«Природа сама «расписывает» бересту по своему усмотрению, украшая
причудливыми наплывами. Разнообразие оттенков я добиваюсь, используя
обратную сторону бересты: бархатно-коричневую, бордовую, охристую», –
поделилась мастерица.
По словам Ирины, верхний белый слой бересты очень прочный, гибкий и
мало поддаётся гниению, поэтому такие картины сохраняют красоту долгие
годы.
Гомельский мастер Александр Рубанов, постоянный участник ремесленных
ярмарок, уже более 25 лет сохраняет и развивает традиции сожской скани –
уникального местного искусства инкрустации тончайшей древесной
стружкой. Александр рассказал, что однажды увидел работы Владимира
Цекунова, мастера из Гомеля, который в 1990 году возродил эту технику, и
с тех пор очарован её красотой.
По профессии Рубанов гравёр, несколько лет обучался новому ремеслу,
сам создал инструменты, значительно ускоряющие процесс работы.
По его словам, для техники лучше всего подходят мягкие породы дерева –
осина, вишня, каштан, липа, кедр и берёза, тогда как с дубом работать
сложнее – стружка получается толще и грубее. На изготовление одной
средней по размеру картины у Александра уходит от двух до трёх недель:
сначала вытачивает деревянную основу, затем вырезает около пятисот
завитков из стружки и выкладывает их в узор. Но бывают заказы и
посложнее – приходилось плести кружева из дерева месяц и более.