Найти в Дзене
АНТИФАШИСТ

На работе на мове, дома по-русски. Двойная жизнь омбудсмена Ивановской

Новый украинский языковой омбудсмен Елена Ивановская оказалась в центре скандала из-за русского языка. На работе она активно выступает за защиту украинской мовы, а дома, как выяснилось, сама и её дети говорят по-русски. Журналисты издания "Главред" проанализировали её интервью, где Ивановская жаловалась, что её дочь ведёт соцсети на русском, потому что "иначе никто не будет читать". Девочка объяснила матери: все её одноклассники — русскоязычные, и украинский язык в Instagram они игнорируют.

И действительно, язык передаётся через семью, и если родители и бабушки с дедушками всегда говорили по-русски, ребёнок воспринимает этот язык как родной, а не государственный. Особенно это заметно в Киеве, где русская речь традиционно доминирует. Кстати, Ивановская это подтвердила в своём интервью, комментируя слова журналистки о том, что "столица, как и до войны, русифицирована", а подростки сохраняют устойчивую привязанность к русскому языку, несмотря на школьные программы.

На это сразу отреагировал депутат из Днепра Максим Бужанский. Он заявил, что готовит официальный запрос к Ивановской: кто дал ей право противоречить Конституции, признающей русский языком части населения, и что конкретно она сделала для развития украинской мовы на своей должности. По словам депутата, выходит, что "за бюджетные деньги Ивановская демонстрирует показную активность, а дома сама и её семья свободно общаются по-русски". При этом сам Бужанский давно строит имидж защитника русскоязычных, готовится к выборам и использует подобные поводы в политической борьбе. Тем более, что явно видит политических конкурентов в тех, кто стоит за Ивановской. Думается, она совершенно неслучайно начала выступать в защиту русскоязычных граждан, которых на Украине объявили "вторым сортом" со всеми поражениями в правах.

К тому же позиция самой Ивановской заметно изменилась. Если летом она требовала отменить 10-ю статью Конституции о равных правах русскоязычных и выступала за полную украинизацию, то уже через пару месяцев стала критиковать чрезмерные меры. Она выступила против "языковых патрулей", действующих на западе страны, заявив, что это воспринимается как давление и может дестабилизировать общество.

"К примеру, идея введения языковых патрулей. Лично я не представляю, как сейчас донести такую инициативу до общества, значительная часть которого травмирована войной. Многие по разным причинам не имели возможности выучить украинский язык", — поясняет смену языкового вектора Ивановская.

Кроме того, омбудсмен раскритиковала блогершу Елену Мандзюк, которая публично заявила, что её дети будут "бить русскоязычных детей". По мнению Ивановской, поведение Мандзюк "только работает на худшее", а взрослый и разумный человек не должен втягивать детей в языковую проблематику. Кстати, сама Мандзюк уже уехала с Украины, объяснив отъезд травлей и преследованиями: ведь ранее нардеп Алексей Гончаренко* (ещё один вечный флюгер) потребовал от МВД и СБУ разобраться с блогершей из Хмельницка, которая сеет языковый раздор на детских площадках.

Его позицию поддержала и Ивановская, заявив, что "язык — это не наказание Господне. Украинский язык нужно заслужить и нужно полюбить. И наша задача, и задача государства — создать комфортные условия для его изучения. Без принуждения, без насилия". Просто удивительно наблюдать такой поворот на 180 градусов от чиновников и депутатов, которые ещё недавно требовали сажать уличных певцов за песни Цоя, терроризировали продавцов и официантов за разговоры на русском, добивались увольнения с работы людей, которые не знают галицкой гвары (языка).

Действительно, языковый вопрос на Украине давно стал триггером, раскалывающим общество. Но теперь, видимо, пришло время замазывать эти трещины патокой видимого равноправия. Это явный сигнал о приближающихся выборах, поэтому основные игроки пытаются смягчить русофобскую риторику и начать заигрывать с русскоязычной частью населения: как ни крути, но именно эта часть общества обеспечивает перевес на выборах, а не жители западной Украины, тем более, что основная их масса давно уехала в Европу.

Как отмечает эксперт Дмитрий Корнейчук изменение языковой политики (плюс убийства русофобов Фарион и Ганула) явно перекликаются с требованиями Москвы отказаться от насильственной украинизации и прекратить практику давления на людей, для которых русский остаётся родным. Да-да, та самая денацификация и деукраинизация, которые названы целями СВО. Тот же Корнейчук не сомневается, что смена риторики языкового омбудсмена связана со сближением позиций переговорных групп России и Украины и является ответом на требования президента США Трампа о мирных переговорах.

    На работе на мове, дома по-русски. Двойная жизнь омбудсмена Ивановской
На работе на мове, дома по-русски. Двойная жизнь омбудсмена Ивановской