Найти в Дзене
Агро-Информ 63

Казачьего рода

Оглавление

Многогранность его личности впечатляет. Жители Абашево и соседнего села Новотулка, что в Хворостянском районе, называют Ивана Пономаренко мастером золотые руки. Любую неказистую деревяшку он способен превратить в произведение искусства.

Смастерить внушительные шахматные фигуры или уютное кресло-качалку, резную деревянную раму для картины по заказу популярного телеведущего Андрея Малахова. Написать пейзаж, сыграть на баяне, электрогитаре или дать со своим казачьим ансамблем «Золотые купола» концерт по случаю праздника. Упорство, трудолюбие, смекалка, напористый характер и чувство юмора – все эти черты характера – родительский дар, считает Иван.

-2

Украсть из табора невесту

Отец нашего собеседника Василий Пономаренко, потомственный казак, деревенский кузнец, при этом еще и музыкант, родился и вырос в станице Южная, что на территории современного Казахстана. Туда еще во времена царствования Екатерины II из Армавира для охраны границ Российской империи перекочевали прадеды Василия. В их роду все отличались бесшабашной смелостью и склонностью к разным авантюрам. Не отставал от своих предков и отец Ивана. Армейскую службу он проходил в Челябинской области. После демобилизации украл из расположенного близ воинской части цыганского табора давно приглянувшуюся ему смуглянку! Любовь у них была давняя, Пономаренко-старший не раз за годы службы бегал в самоволки, где и встретил свою половинку. В итоге увез ее в Казахстан, и там молодые расписались.

– Цыганская кровь – ладно. Среди моих предков есть еще и китайцы! В годы Гражданской войны, спасаясь от красных, одна из моих прабабушек, тоже из казачек, оказалась со своими родителями в Поднебесной, в городе Чугучак. Там она вышла замуж за китайца по фамилии Ван-Лен-Жу. С потомками от этого брака мы поддерживаем очень теплые отношения. Скажем, Вера, одна из моих родственниц, живущая сейчас в Москве, с гордостью носит эту фамилию. Так что наш род – интернациональный, – улыбается наш собеседник.

С детства у Ивана проявилась склонность рисовать, музицировать (скрипку освоил благодаря деду) и что-то мастерить, после школы пропадал у отца в кузнечной мастерской. К совершеннолетию стал молотобойцем у своего родителя. В армию юношу призвали на Северный флот. Затем поступил на факультет станковой живописи и графики в Московский областной педагогический институт имени Н.К. Крупской, ныне – Государственный университет просвещения. Там же окончил педагогические курсы и профессионально выучился играть на баяне. К слову, сейчас Иван владеет практически всеми духовыми и клавишными инструментами, балалайкой и гармонью. Как шутит сам, не освоил только арфу.

По окончании вуза у молодого человека был отличный шанс закрепиться в Москве, но он предпочел вернуться на родину, где руководил духовым оркестром и вел в сельской школе сразу несколько предметов, включая музыку и рисование.

В 1992 году, когда уже не было Советского Союза, а русских в Казахстане стали притеснять, Иван распродал практически за бесценок домашний скот и покинул с семьей республику. Но перед столь решительным шагом они с другом, который тоже собирался переехать в Россию, объехали на стареньком москвиче весь Южный Урал в поисках лучшего места. Им очень понравился Златоуст, но даже в этом промышленном городе в лихие 90-е не было стабильной работы. И выбор переселенцев в итоге пал на Хворостянский район Самарской области. Впервые Иван приехал в этот муниципалитет не с семьей, а со своим приятелем на разведку. Друзья устроились скотниками на ферму в сельском поселении Ольгино. Иван в свободное время музицировал. И про это прознала тогдашняя заведующая районным отделом культуры, почетный гражданин Хворостянского района Галина Шалашова. При ее содействии Пономаренко был принят в СДК Абашево гармонистом. А Игорь Бычков, в те годы возглавлявший село, оперативно помог решить вопрос с жильем. И почти сразу, поскольку Иван перевез в Абашево не только свою семью, где было трое детей, но и семью племянницы, тоже многодетную, решил вопрос с бесплатным предоставлением переселенцам коровы, телки и поросят. На дворе были 90-е. И наличие на деревенском подворье скотины было серьезным подспорьем.

-3

Музыка и азарт как источники вдохновения

Как личность незаурядная, Иван в творческом плане развернулся в полную силу. Для начала создал из местной талантливой молодежи ВИА «Дилижанс», быстро завоевавший популярность в районе и за его пределами. Потом вокально-инструментальный ансамбль «Разгуляй» и рок-группу «Атлант», состоявшие исключительно из старшеклассников. Стал солистом районного ансамбля «Гуляй, душа!». Гастролировал и гастролирует сейчас по области и соседним регионам. Блестящий организатор и мастер на все руки, одновременно с музыкальными коллективами наш герой специально для сельской ребятни основал художественно-прикладную студию «Палитра», которой руководит по сей день. Обучает сельских пацанов не просто плотницкому искусству, а настоящей мужской работе, как говорит сам, мастерству, подпадающему под определение народные промыслы.

– Порой мы экспериментируем с идеями, которые, на первый взгляд, нельзя воплотить в дереве. Придумываем изделия, эксклюзив в чистом виде, который днем с огнем не сыщешь даже в специализированных магазинах. Делаем копии и реставрацию антикварных предметов. А царский трон или кресло-качалку создавали, повинуясь вдохновению и творческому азарту, – признается он.

-4

Многие творения Ивана и его подопечных регулярно представляются на всевозможных областных и межрегиональных отраслевых форумах, включая ежегодную Поволжскую агропромышленную выставку в Усть-Кинельском. Награды, завоеванные на таких проектах, уже не для одного поколения учеников Пономаренко становятся настоящим стимулом для новых свершений. А для кого-то и дорогой в будущую профессию. Среди воспитанников мастера есть ребята, ставшие талантливыми плотниками.

– Уже когда мы осели на хворостянской земле, мне в разные годы предлагали переехать в Самару, да и в Москву звали. И очень удивлялись, когда я отказывался, говоря: «А кто будет на селе культуру поднимать?». Я действительно сельский человек, был и остаюсь им, на селе я в своей тарелке, – говорит Иван.

-5

Сегодня его личная мастерская располагается прямо на дому, а изделия из натурального дерева известны широкому кругу ценителей. Недавно Пономаренко выполнил самый сложный проект – иконостас для церкви, построенной в Новотулке. Ничего подобного, признается Иван, ему делать не приходилось, одолевали сомнения, потянет ли. Почти полгода шла кропотливая работа, делать иконостас пришлось из самого доступного по цене материала – смолистой сосны, а она быстро выводит из строя шлифовальные машинки. Образ Святого Духа, венец композиции, и вовсе пришлось создавать не из гипса, а из фанеры.

Общероссийскую известность хворостянскому таланту принесло участие в программе «Привет, Андрей!» на телеканале «Россия-1». Съемки продолжались шесть с половиной часов. Иван снимался с настоящими звездами: итальянским певцом и композитором Пупо, он же Энцо Гинацци, Азизой, Алексеем Воробьевым и другими исполнителями. В 2009 году Иван Пономаренко победил в областной акции «Народное признание» в номинации «Творчество и вдохновение». А в 2024-м отметил 30-летие творческой деятельности. Но почивать на лаврах не собирается. Помимо работы в клубе, руководит казачьим ансамблем «Золотые купола» и местной казачьей общиной. Кстати, является казачьим полковником. И как всегда, у худрука из Абашево масса творческих планов.

Андрей Введенский

Фото Сергея Ставцева