Русский язык в ОГЭ — один из самых важных экзаменов. И, пожалуй, именно пунктуация чаще всего становится причиной потерянных баллов. Даже если ученик хорошо пишет сочинения и знает орфографию, ошибки в запятых и тире могут «съесть» оценку.
Чтобы этого избежать, нужно понимать, какие именно правила пунктуации проверяются на ОГЭ и где чаще всего школьники путаются.
📝 Где в ОГЭ проверяют пунктуацию
- Задание 4 — соотнесение правила и примера. Нужно знать теорию и уметь её узнавать в конкретном предложении.
- Задание 5 — расстановка знаков препинания в предложении. Самое «ловушечное» тестовое задание.
- Изложение и сочинение (грамотность) — за пунктуацию можно потерять до 3 баллов.
Таким образом, пунктуация влияет сразу на тестовые задания и на грамотность письменных работ.
📚 Основные правила пунктуации, нужные для ОГЭ
1. Однородные члены предложения
- Запятая ставится между однородными членами без союзов:
На улице играли дети, взрослые, туристы.
- При союзах «и», «или», «да» (в значении и) запятая не ставится:
Мы поехали в парк и гуляли весь день.
- При повторяющихся союзах запятая нужна:
И смех, и радость, и слёзы переполняли его.
- С обобщающим словом могут быть двоеточие или тире:
Всё было знакомо: улицы, дома, деревья.
- Если в предложении 3 однородных члена, но 2 повторяющихся союза, запятая ставится перед каждым однородным членом.
Малыши играли, и кричали, и пытались забрать друг у друга игрушки.
2. Причастные обороты
- Обособляются, если стоят после определяемого слова:
Деревья, освещённые солнцем, казались золотыми.
- Не обособляются, если стоят перед словом и тесно связаны с ним:
Освещённые солнцем деревья казались золотыми.
- Обособляются, если стоят перед главным словом, но это слово-личное местоимение или имя собственное.
Расстроенная встречей, она (Мария) шла домой.
- Обособляются, если стоят перед главным словом и носят добавочное обстоятельственное значение.
Увлеченные игрой, дети не заметили прихода мамы.
👉 Типичная ошибка: ученик ставит запятую в любом месте, не проверяя положение оборота.
3. Деепричастные обороты
- Всегда обособляются:
Прочитав книгу, он сделал заметки.
Важно: во фразеологизмах запятая не ставится:
- работать спустя рукава, сидеть сложа руки, затаив дыхание — здесь запятая не нужна.
4. Вводные слова
Выражают отношение говорящего к высказыванию: конечно, по-моему, во-первых, к счастью, безусловно.
Они всегда выделяются запятыми:
- Конечно, он был прав.
👉 Ошибка: путать вводные слова с членами предложения.
- Наконец, он приехал (вводное: «в итоге»).
- Наконец он приехал вовремя (обстоятельство времени).
5. Обращения
Выделяются запятыми с обеих сторон,если стоят в середине предложения.
- Ну что же, ребята, готовьтесь к экзамену!
Выделяются одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения.
- Мы ждём вас, друзья.
6. Уточнения и пояснения
- Уточняющие слова выделяются запятыми:
Вскоре, примерно через полчаса, поезд прибыл.
- Приложения - существительные, которые поясняют другие существительные и в предложении являются определениями.
Моя мама, учитель математики, получила новую грамоту.
Важно: приложения могут выделяться с помощью тире.
7. Сложносочинённые предложения (ССП)
- Запятая ставится перед союзами и, а, но, да (=но), или, либо, если части имеют свои основы:
Солнце село, и на небе зажглись звёзды.
- Не ставится, если части объединены общим членом:
В гавани погасли огни и уснули корабли.
8. Сложноподчинённые предложения (СПП)
- Запятая ставится между главным и придаточным:
Когда наступила ночь, стало тихо.
- Несколько придаточных могут стоять подряд:
Я знаю, что он сказал, что вернётся.
👉 Чтобы определить границы придаточного, задай вопрос от главного предложения.
9. Бессоюзные сложные предложения (БСП)
- Запятая.
Если события совершаются одновременно.
Солнце скрылось, наступила ночь.
- Двоеточие
Если вторая часть-причина/ пояснение первой, можно подставить «а именно» или «что».
Я понял: нужно действовать быстро
- Тире.
Если происходит быстрая смена событий , или есть противопоставление, или неожиданный вывод.
Грянул выстрел-он упал.
10. Прямая речь
- Если слова автора стоят перед репликой:
Он сказал: «Я готов.»
- Если после:
«Я готов», — сказал он.
- Если внутри:
«Я готов, — сказал он, — и сейчас начну.»
🚩 Типичные ошибки школьников
- ССП путают с простым предложением.
- Я люблю читать и писать — простое.
- Я люблю читать, и брат любит писать — ССП.
2.Забывают выделить деепричастный оборот.
- Прочитав рассказ, он пошёл гулять.
3.Вводные слова принимают за обстоятельства.
- Конечно, я помогу (вводное).
4.Ставят лишние запятые.
- Ошибка: Главная цель, это подготовиться.
- Правильно: Главная цель — подготовиться.
🎯 Как готовиться к пунктуации
- Повторить базовые правила. Их около 10–12, и именно они встречаются в заданиях.
- Решать задания 4 и 5 из вариантов ОГЭ — это натренирует узнавание и постановку знаков.
- Проверять себя в изложении и сочинении. Даже одна ошибка в запятой = минус балл за грамотность.
- Вести «тетрадь ошибок». Выписывай все предложения, где путаешься. Повторение по своим ошибкам эффективнее, чем по чужим.
✅ Итог
Пунктуация в ОГЭ по русскому языку — это не «мелочь», а целый блок, который влияет и на тесты, и на итоговую грамотность.
Чтобы не потерять баллы:
- выучи правила про однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова и обращения, уточнения, сложные предложения, прямую речь;
- отработай задания 4 и 5 на практике;
- следи за пунктуацией в своих изложениях и сочинениях.
И помни: именно знаки препинания часто решают, будет ли у тебя «3», «4» или «5».