Найти в Дзене
Любовь Белкина

⚡ Как не потерять баллы на ОГЭ из-за одной запятой

Оглавление

Русский язык в ОГЭ — один из самых важных экзаменов. И, пожалуй, именно пунктуация чаще всего становится причиной потерянных баллов. Даже если ученик хорошо пишет сочинения и знает орфографию, ошибки в запятых и тире могут «съесть» оценку.

Чтобы этого избежать, нужно понимать, какие именно правила пунктуации проверяются на ОГЭ и где чаще всего школьники путаются.

📝 Где в ОГЭ проверяют пунктуацию

  1. Задание 4 — соотнесение правила и примера. Нужно знать теорию и уметь её узнавать в конкретном предложении.
  2. Задание 5 — расстановка знаков препинания в предложении. Самое «ловушечное» тестовое задание.
  3. Изложение и сочинение (грамотность) — за пунктуацию можно потерять до 3 баллов.

Таким образом, пунктуация влияет сразу на тестовые задания и на грамотность письменных работ.

📚 Основные правила пунктуации, нужные для ОГЭ

1. Однородные члены предложения

  • Запятая ставится между однородными членами без союзов:

На улице играли дети, взрослые, туристы.

  • При союзах «и», «или», «да» (в значении и) запятая не ставится:

Мы поехали в парк и гуляли весь день.

  • При повторяющихся союзах запятая нужна:

И смех, и радость, и слёзы переполняли его.

  • С обобщающим словом могут быть двоеточие или тире:

Всё было знакомо: улицы, дома, деревья.

  • Если в предложении 3 однородных члена, но 2 повторяющихся союза, запятая ставится перед каждым однородным членом.

Малыши играли, и кричали, и пытались забрать друг у друга игрушки.

2. Причастные обороты

  • Обособляются, если стоят после определяемого слова:

Деревья, освещённые солнцем, казались золотыми.

  • Не обособляются, если стоят перед словом и тесно связаны с ним:

Освещённые солнцем деревья казались золотыми.

  • Обособляются, если стоят перед главным словом, но это слово-личное местоимение или имя собственное.

Расстроенная встречей, она (Мария) шла домой.

  • Обособляются, если стоят перед главным словом и носят добавочное обстоятельственное значение.

Увлеченные игрой, дети не заметили прихода мамы.

👉 Типичная ошибка: ученик ставит запятую в любом месте, не проверяя положение оборота.

3. Деепричастные обороты

  • Всегда обособляются:

Прочитав книгу, он сделал заметки.

Важно: во фразеологизмах запятая не ставится:

  • работать спустя рукава, сидеть сложа руки, затаив дыхание — здесь запятая не нужна.

4. Вводные слова

Выражают отношение говорящего к высказыванию: конечно, по-моему, во-первых, к счастью, безусловно.

Они всегда выделяются запятыми:

  • Конечно, он был прав.

👉 Ошибка: путать вводные слова с членами предложения.

  • Наконец, он приехал (вводное: «в итоге»).
  • Наконец он приехал вовремя (обстоятельство времени).

5. Обращения

Выделяются запятыми с обеих сторон,если стоят в середине предложения.

  • Ну что же, ребята, готовьтесь к экзамену!

Выделяются одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения.

  • Мы ждём вас, друзья.

6. Уточнения и пояснения

  • Уточняющие слова выделяются запятыми:

Вскоре, примерно через полчаса, поезд прибыл.

  • Приложения - существительные, которые поясняют другие существительные и в предложении являются определениями.

Моя мама, учитель математики, получила новую грамоту.

Важно: приложения могут выделяться с помощью тире.

7. Сложносочинённые предложения (ССП)

  • Запятая ставится перед союзами и, а, но, да (=но), или, либо, если части имеют свои основы:

Солнце село, и на небе зажглись звёзды.

  • Не ставится, если части объединены общим членом:

В гавани погасли огни и уснули корабли.

8. Сложноподчинённые предложения (СПП)

  • Запятая ставится между главным и придаточным:

Когда наступила ночь, стало тихо.

  • Несколько придаточных могут стоять подряд:

Я знаю, что он сказал, что вернётся.

👉 Чтобы определить границы придаточного, задай вопрос от главного предложения.

9. Бессоюзные сложные предложения (БСП)

  • Запятая.

Если события совершаются одновременно.

Солнце скрылось, наступила ночь.

  • Двоеточие

Если вторая часть-причина/ пояснение первой, можно подставить «а именно» или «что».

Я понял: нужно действовать быстро

  • Тире.

Если происходит быстрая смена событий , или есть противопоставление, или неожиданный вывод.

Грянул выстрел-он упал.

10. Прямая речь

  • Если слова автора стоят перед репликой:

Он сказал: «Я готов.»

  • Если после:

«Я готов», — сказал он.

  • Если внутри:

«Я готов, — сказал он, — и сейчас начну.»

🚩 Типичные ошибки школьников

  1. ССП путают с простым предложением.
  • Я люблю читать и писать — простое.
  • Я люблю читать, и брат любит писать — ССП.

2.Забывают выделить деепричастный оборот.

  • Прочитав рассказ, он пошёл гулять.

3.Вводные слова принимают за обстоятельства.

  • Конечно, я помогу (вводное).

4.Ставят лишние запятые.

  • Ошибка: Главная цель, это подготовиться.
  • Правильно: Главная цель — подготовиться.

🎯 Как готовиться к пунктуации

  1. Повторить базовые правила. Их около 10–12, и именно они встречаются в заданиях.
  2. Решать задания 4 и 5 из вариантов ОГЭ — это натренирует узнавание и постановку знаков.
  3. Проверять себя в изложении и сочинении. Даже одна ошибка в запятой = минус балл за грамотность.
  4. Вести «тетрадь ошибок». Выписывай все предложения, где путаешься. Повторение по своим ошибкам эффективнее, чем по чужим.

✅ Итог

Пунктуация в ОГЭ по русскому языку — это не «мелочь», а целый блок, который влияет и на тесты, и на итоговую грамотность.

Чтобы не потерять баллы:

  • выучи правила про однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова и обращения, уточнения, сложные предложения, прямую речь;
  • отработай задания 4 и 5 на практике;
  • следи за пунктуацией в своих изложениях и сочинениях.

И помни: именно знаки препинания часто решают, будет ли у тебя «3», «4» или «5».