Найти в Дзене

Этические истерики в обществе

Прочитав этот пост, вы лучше поймете психологию масштабных скандалов и массовых истерик

В 1972 году социолог и криминолог Стэнли Коэн написал книгу "Народные дьяволы", которая хорошо помогает понять современность – все эти кричащие заголовки про "деградацию зумеров", психологический вред лабубу или фурри-фестивалей.

Книгу он написал под влиянием событий 1964 года в его родной Великобритании.

Тогда во время пасхальных гуляний в небольшом курортном городке две толпы субкультурщиков устроили побоище: моды (поколение the Beatles: стильные ребята на мотороллерах) и байкеры-рокеры начали бросаться камнями друг в друга и устроили драку на побережье.

СМИ заревели: под заголовками а-ля "Бедлам на берегу" и "День террора" газеты писали о сотнях задержанных вандалов, которые разрушали здания.

На деле никаких сотен задержанных не было, а медиа сделали из мухи слона.

Моральная паника

События были куда скромнее, чем их запомнили. Пара разбитых витрин, пара драк с легкими телесными – все.

Последствия ушли сильно дальше заголовков в СМИ: напряглись общественность, политики и полиция. Молодых людей стали арестовывать за хулиганство, за которое раньше полагался штраф.

Коэн называл это состояние "моральной паникой" – распространение в обществе истерии (часто необоснованной) по поводу новых явлений.

Паника, по Коэну, состоит из четырех этапов

1. Отклонение от нормы. Даже безобидное: новой группе или субкультуре достаточно выглядеть по-иному или заниматься досугом, не принятым в обществе.

2. Искажение стереотипа. Все начинается с медиа: они представляют тренд в извращенном виде – упрощенном и устрашающем. В этом образе начинают видеть угрозу для общепринятых ценностей, образа жизни и мыслей.

Чаще всего, СМИ делают это намеренно: тот же кейс с модами и рокерами – главреды тогдашних изданий признавались, что врали намеренно: чтобы побольше испугать публику и забустить продажи.

3. Баррикады морали. Противопоставлять себя угрозе начинают стражи порядка – политики, эксперты, общественники и широкие слои населения: одни поднимают панику, другие требуют мер и научно обосновывают проблему, а третьи доводят дело до принятия законов.

4. Санкции. Как на законодательном уровне, так и на уровне общественного порицания. Кто смотрел наш выпуск о байкерах, помнят алгоритм: пустяковые разборки в Холлистере –> утрирование СМИ –> стигма.

Одно "но": общество не может долго жить в состоянии паники.

Она быстро заканчивается, и тут есть два варианта: 1) про предмет споров все забудут – будь то квадроберы, эмо или всякие челленджи; 2) долгосрочные последствия: моральная паника отразится в законах и стигма в отношении группы станет уже полновесной.

(с) ТГК Это Файб