Кратко: США существенно увеличили использование анализа данных и технологий искусственного интеллекта (ИИ) для повышения эффективности государственных процессов. Эта тенденция укрепляет позиции страны в международной конкуренции за лидерство в области ИИ-технологий. Несмотря на значительное продвижение вперед, данная практика находится пока в начальной стадии развития. Дополнительная активность на этом направлении обещает существенным образом укрепить возможности американской внешней политики в плане предиктивного анализа и стратегического планирования.
America’s AI Action Plan, выпущенный в июне 2025 года администрацией Трампа, ознаменовал собой новый виток в гонке искусственного интеллекта. Чтобы не оказаться в догоняющих, правительство США не только стимулирует развитие бизнеса и строительство центров обработки данных для нужд ИИ, но и настоятельно требует от своего внутреннего аппарата внедрить анализ данных, чат-боты и другие ИИ-сервисы как можно скорее в рабочие процессы. Это должно способствовать повышению качества предиктивной и стратегической аналитики и принятия решений.
Лидером в этом выступает Государственный департамент. Первыми внедрить систему предиктивной аналитики попробовали демократы при госсекретаре Джоне Керри. Для автоматизации процесса обработки огромных массивов поступающей информации и выявления неугодных нарративов, Госдепартамент начал приглашать на работу специалистов в сфере анализа данных (data scientists). Результаты этой работы впечатлили руководящий состав министерства, и уже в 2020 году ведомство объявило о развитии направления под названием Data-Informed Diplomacy. «Большие данные» и их глубокий анализ с помощью алгоритмов должны были обеспечить качественное изучение аудитории и повысить эффективность продвижения американских идей и ценностей за рубежом.
Чтобы дипломаты могли трактовать сложную аналитику и сами осуществлять анализ данных на продвинутом уровне при помощи доступного программного обеспечения, они в обязательном порядке стали проходить обучение основам работы с данными и ИИ (data and AI literacy). Важно, что к этому вопросу привлекаются компании из частного сектора, обладающие бóльшим опытом работы с массивами данных.
В сфере медиааналитики наибольшей популярностью пользуется анализ нарративов, враждебных США или несоответствующих ценностям и идеалам страны. В данном случае дипломаты изучают тематическое моделирование, проводят хештег-анализ и анализ поведенческих особенностей пользователей социальных сетей. Этой деятельностью руководит Бюро по глобальным связям с общественностью (Global Public Affairs). Дополняют их инструментарий такие решения как:
1. Публичная дипломатия (работа с элитами):
Alumni Contact Engagement System (ACES): база данных, содержащая конфиденциальные данные для установления деловых связей.
State Alumni Extranet Website (ALUMNI): веб-сайт для выпускников программ публичной дипломатии США.
2. Работа с нарративами:
Defeat Disinfo создан для выявления не соответствующих американским интересам нарративов и новых методов распространения информации.
Storyzy обеспечивает обнаружение сгенерированного контента;
Digital Media Analytics Platform призвана переводить контент СМИ разных стран на английский.
Центр аналитики
В 2020 году в организационной структуре Госдепартамента ведущая роль в сфере анализа данных была отведена созданному Центру аналитики (Center for Analytics, CfA). Только на это подразделение в 2025 г. было выделено $7,5 млн (см. рисунок 1). Центр аналитики отвечает за анализ, трансформацию и визуализацию получаемых данных. Он также определяет работу внутренней платформы Data.State, на совершенствование которой в 2026 году планируется потратить $5,6 млн. По состоянию на 2025 год в CfA работает пул из более чем 50 аналитиков данных: 16 из них — это ответственные руководители по управлению данными и ИИ из каждого бюро Госдепартамента.
В числе Use Cases предиктивной аналитики Государственный департамент описывает платформу, которая позволяет предсказывать, кто из обладателей неиммиграционных виз с наибольшей вероятностью нарушит условия пребывания.
Крайне эмоциональный отклик вызывает внедрение алгоритмов в процесс выдачи и аннулирования виз иностранных студентов на основе анализа их профилей в социальных сетях. В марте 2025 года стало известно, что доступные Госдепартаменту инструменты для анализа данных могут быть использованы в отношении лиц, участвующих в пропалестинских протестах для выявления сторонников ХАМАС, признанной в США террористической организацией. В соответствии с внутренней инициативой Госдепартамента «Поймай и аннулируй» (Catch and Revoke) визы лиц, не прошедших проверку, могут быть отозваны. Так, 19 августа 2025 года стало известно об аннулировании 6 тысяч выданных студенческих виз, включая у индивидов, замеченных в поддержке ХАМАС и нападениях.
Отметим, что с 31 мая 2019 года в консульской анкете DS-160 при подаче на неиммиграционные визы от всех заявителей требовалось указывать все используемые социальные сети за последние пять лет. Это могло упростить поиск сторонников ХАМАС среди иностранных студентов за счет минимизации временных затрат на обнаружение профилей в соцсетях. В будущем студентов, которые будут подавать на визу в США, планируется обязать предоставлять открытый доступ к их профилям.
Кибербезопасность и хранение данных
На фоне увеличения количества собираемой и обрабатываемой информации, Госдепартамент как и все правительство США переносят свою инфраструктуру данных в облачные хранилища. В 2016 году министерство закупило собственные модульные центры обработки данных взамен арендованных, а начиная с 2018 года начало постепенно переходить на облачные решения. Партнером этого процесса выступает облачная инфраструктура Microsoft Azure for U.S. Government, которая прошла сертификацию на безопасность и была авторизована для хранения данных уровня «совершенно секретно» Федеральной программой управления рисками и авторизации для облачных решений (FedRAMP High Authorization). В 2026 году на облачные сервисы и услуги центров обработки данных и хостинг в Конгрессе запрошено более $35 млн.
Однако вместе с цифровизацией хранения данных и переходом в «облако» возрастают риски в сфере кибербезопасности. Одним из ключевых решений в сфере снижения количества потенциальных угроз выступает архитектура «нулевого доверия» (Zero Trust Architecture), которая пришла на смену подходу «защитного периметра» (Castle-and-Moat Network Security Model) в правительстве США в 2021 году. На первоначальных этапах становления локальных сетей считалось, что все внутри сети предприятия или органа власти априори доверено, а угроза приходит извне. Однако злоумышленники активно используют уязвимости таких сетей и через украденные учетные записи сотрудников или слабые места инфраструктуры могут получить доступ ко всей системе. В случае с Zero Trust Architecture действует принцип полного недоверия к любым устройствам, пользователям и приложениям внутри и вне периметра корпоративной сети. То есть при каждом запросе работает принцип «никогда не доверяй, всегда проверяй». В результате внедрения Zero Trust Architecture сотрудник среднего звена не может даже со своим логином и паролем получить доступ ко всей сети, что, в случае кражи этой информации злонамеренными акторами, не позволит последним навредить всей системе. На 2025 финансовый год Государственный департамент запросил у Конгресса $2 млн на развитие архитектуры «нулевого доверия». Уже в 2026 году на эти нужны запрошено лишь $0,5 млн для финансового департамента, что может свидетельствовать об эффективной реализации поставленной задачи.
Дополнительных $3 млн на 2025 год было запрошено на создание единой системы облачного управления локальными сетями, на данном этапе находящимся вне контура централизованной корпоративной инфраструктуры (Non-Enterprise Networks, NEN). Они работают как автономные сегменты. В Государственном департаменте подобных локальных сетей (например, в посольствах и консульствах) насчитывается более 1 000 единиц. Поскольку каждая NEN поддерживается отдельно, уровень безопасности и администрирования у них может сильно отличаться. Отсутствие единого мониторинга и стандартных средств защиты создает повышенные риски: становится сложнее отследить подозрительную активность, труднее внедрять обновления и проч. Создание единой системы управление призвано снизить уровень потенциальной опасности за счет снижения вероятности инцидентов (например, компрометации отдельной NEN из-за слабых локальных мер защиты). Согласно плану бюджета министерства на 2026 год, расходов на NEN более не предвидится. Это говорит либо в пользу отказа от плана работ, либо, вероятно, о предоставленных ИТ-сектором гарантиях его выполнения до конца 2025 года.
Генеративный ИИ
Усиливает технологическое совершенствование систем и направление по анализу данных внедрение систем генеративного искусственного интеллекта. С 2023 года американские дипломаты в экспериментальном режиме изучают возможные варианты применения технологии для достижения внешнеполитических целей. В министерстве уже говорят об «дипломатии, поддерживаемой ИИ» (AI-enabled Diplomacy).
В 2025 году на фоне усиления ИИ-гонки руководство Государственного департамента объявило о крупнейшей реорганизации министерства с упором на ИИ под лозунгом «Создадим Госдепартамент в соответствии с принципом “Америка прежде всего”» (Building an America First State Department) .
На развитие ИИ-систем в 2024 году было выделено $15 млн, что покрыло расходы на создание генеративного чат-бота State.Chat, допущенного к обработке информации для служебного пользования (Sensitive But Unclassified, SBU). Недавно эта ИИ-система была подключена к процессу формирования кадровых комиссий по вопросам повышения и перехода сотрудников. Для молодых сотрудников было разработано решение Ambassador Bot, которое призвано научить их корректно заполнять отчетность и писать дипломатические телеграммы. В рамках консульской деятельности чат-боты применяются для ответа на часто задаваемые вопросы , изучается возможность подключения ИИ к рассмотрению неиммиграционных визовых заявок в период подготовки к чемпионату мира по футболу 2026 в связи с прогнозируемым наплывом туристов.
В будущем 2026 году на нужды ИИ запланирован бюджет в размере $11 млн, что включает $3 млн на поддержку и развитие уже созданных инструментов и $8 млн инвестиций в новые ИИ-решения.
Одно из перспективных направлений использования ИИ в Госдепартаменте — создание цифровых карт общества. Первые эксперименты прошли еще в 2023 году и выглядели следующим образом. В течение четырех месяцев сотрудники посольства США в Гвинее предоставляли нейросети ChatGPT4 (на тот момент у них еще не было собственного State.Chat) медийные сводки через плагин Link Reader, в которых отражалась информация событиях и ключевых фигурах. В результате программа смогла определить связи между различными субъектами и сформировать картину взаимоотношений в данном обществе. Если добавить к этому уровню сетевого анализа информацию из социальных сетей, то можно не только детально картировать взаимодействия между различными группами населения, но и сформировать понимание, на кого наилучшим образом можно оказывать воздействие.
Технически поддержать подобные планы может связка цифровых решений:
1. Облачные вычислительные мощности Microsoft Azure;
2. Системы ИИ для обработки естественного языка компании OpenAI GPT-4o и вышедшая в свет GPT-5;
3. Инструмент Foundry от Palantir для визуализации моделей реального мира за счет интеграции разрозненных данных;
4. Инструмент AIP от Palantir, позволяющий создавать ИИ-сервисы под конкретные задачи.
Эти компании открыто заявляют о взаимодействии с правительством США, в частности с Госдепартаментом. Все они прошли сертификацию FedRAMP High Authorization, что дает им возможность работать с конфиденциальными данными госорганов США.
Учитывая огромное количество данных, накопленных корпорациями Palantir, Microsoft, OpenAI, и их подчинение экстерриториальному американскому закону CLOUD Act, задействование доступных всем им данных сможет обеспечить еще более детальное картографирование социальных взаимодействий.
Здесь важно подчеркнуть следующее: пользователи при общении с чат-ботом нередко делятся своими личными переживаниями, описаниями болезней, жизненных трудностей. Предполагается, что такие чаты можно было удалить. Однако под предлогом спора между The New York Times и OpenAI по вопросу авторских прав суд в США в июле 2025 г. постановил, что все чаты (даже те, что удалены) должны быть восстановлены и сохранены. Доступ будет предоставлен государственным органам и адвокатам The New York Times для изучения. Детали процесса и возможного дальнейшего применения этих данных не раскрываются.
Всего в Госдепартаменте по состоянию на 2025 год разрабатывается более 200 различных инструментов, в основе которых лежат алгоритмы. В 2024 году 16 из них и информация об их применении (AI Use Cases) были изъяты из публичного доступа.
Администрация Трампа-Вэнса видит дальнейшее развитие ИИ-возможностей госаппарата посредством объединения разрозненной информации из разных министерств в единую сеть. Вероятно, это будет сделано на платформе USAi.gov, анонсированной 14 августа 2025 года Администрацией общих служб США (U.S. General Services Administration) и призванной собрать наилучшие ИИ-решения для госорганов на одной платформе.
ИТ-партнеры USAi.gov — это американские компании, прошедшие сертификацию FedRAMP: Open AI, Anthropic, Amazon, Google, Meta (признана экстремистской и запрещена в России). Они предоставляют доступ правительству США к собственным большим языковым моделям. Подключение ИИ-решений на данный момент проводится по запросу от заинтересованных министерств и ведомств. В качестве основного инструмента предлагается выбрать одну из больших языковых моделей, которой разрешено отвечать как сотрудник того органа власти, под которого модель настраивается, и запрещено: поляризовать общественный дискурс, предлагать любые рекомендации по формированию политических и религиозных взглядов и др. После внедрения чат-бота в работу государственной организации, руководство сможет дополнительно:
1. Анализировать активность использования ИИ-модели;
2. Изучать поисковые запросы и на их основе выявлять тренды;
3. Мониторить степень внедрения ИИ-моделей в рабочие процессы;
4. Оценивать расходы на внедрение ИИ относительно использования моделей;
5. Следить за тем, как команда взаимодействует с конфиденциальной информацией;
6. Выявлять потенциальные угрозы соблюдению нормативных требований до того, как они станут проблемами.
Технологии обеспечивают Соединённым Штатам мощнейший инструмент контроля и давления, усиливая их геополитические амбиции. Продолжающаяся активность на этом направлении обещает существенным образом укрепить возможности американской внешней политики в плане предиктивного анализа и стратегического планирования. Однако применение ИИ связано с глубокими рисками информационного воздействия и нарушения права на личную жизнь. Российские специалисты должны учитывать эти тенденции и развивать собственные защитные механизмы, гарантирующие национальную безопасность и суверенитет в эпоху ИИ.