Найти в Дзене
Известия

Россияне массово становятся жертвами автоподстав: как избежать фейк-ДТП и защитить себя

Оглавление

В Подмосковье задержали группу автоподставщиков, которые организовали не менее шести аварий, чтобы незаконно получить страховые выплаты. За год участники банды «заработали» более двух миллионов рублей. «Известия» разобрались в деталях схемы и способах защиты водителей от мошенников. Подробнее - в материале Пятого канала, который публикуют «Известия».

Арест банды

Как рассказала официальный представитель МВД России Ирина Волк, преступная группа действовала в Мытищах с 2024 года. Сообщники устраивали аварии на перекрестках с круговым движением: догоняли грузовики на легковых автомобилях и попадали им в «слепую зону», а затем поврежденные машины подставлялись под удар. В результате им удалось получить более 2 млн рублей от страховых компаний.

В двух случаях выплаты не были произведены по причинам, не зависящим от банды. Всего в группе было пять человек, все они задержаны.

«Следователем возбуждено шесть уголовных дел по статьям 30, 159.5 и 159.5 УК РФ, которые объединены в одно производство. Фигуранты находятся под стражей», — уточнила Волк.

Автоподставы — классика мошенничества

Фото: © РИА Новости/Павел Бедняков
Фото: © РИА Новости/Павел Бедняков

Юристы называют подобные аварии с участием большегрузов и на круговых развязках классикой страховых махинаций. В Москве в прошлом году суд рассмотрел дело о более чем 300 подставных ДТП с ущербом на сотни миллионов рублей.

Во многих случаях использовался старый Bentley 2007 года, который подрезал грузовики так, что избежать столкновения было невозможно. Полученные выплаты у жертв доходили до 2 млн рублей. За рулем всегда был один и тот же 29-летний москвич, помощник адвоката по страховым делам. Иногда вместо него в схему включался серый Nissan с другим участником. Всего в автопарке банды насчитывалось около 10 машин. Следствие оценивает общий ущерб, а соучастникам грозит до 10 лет лишения свободы.

Адвокат Валентин Петрюк отметил, что такие схемы достаточно распространены и наносят страховым компаниям крупный ущерб. По данным ВСС, в прошлом году мошенники получили как минимум три миллиарда рублей через автострахование.

Развитие схем

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Страховое мошенничество выделили в отдельную статью УК РФ в 2012 году. Верховный суд позже уточнил, что инсценировка ДТП для получения выплаты — это преступление по статье о мошенничестве в сфере страхования.

С 2018 года цифровые технологии изменили процесс урегулирования: через мобильные приложения и фотофиксацию по европротоколу можно получить до 400 тыс. рублей при отсутствии споров. «Это удобно для добросовестных водителей, но мошенники тоже используют такие возможности», — пояснил юрист Шон Бетрозов.

В 2025 году Банк России подтвердил актуальные лимиты выплат: 400 тыс. рублей — при фотофиксации без споров, 100 тыс. — без фотофиксации и 200 тыс. — при разногласиях. Российский союз автостраховщиков прекратил поддержку старого приложения «ДТП. Европротокол» и перешел на «Госуслуги Авто» и альтернативные инструменты фиксации.

По словам Бетрозова, это привело к усложнению схем мошенников: простые подрезы и торможения уступили место более хитрым сценариям, включая праворульные японские авто с дорогими запчастями для завышения ущерба, нарушения на круговых развязках и «скользкие» контакты на парковках. К схеме часто добавляют гражданские иски, чтобы взыскать суммы сверх ОСАГО.

Также изменились каналы работы: появились псевдоюристы, выкупающие права требования, и «помощники», которые сопровождают «потерпевшего» и направляют оформление в нужное русло. Страховые компании в ответ усилили антифрод-аналитику, сверку данных, видеозаписи и контроль VIN-номеров и участников ДТП.

Сложности выявления

Автомобильные мошенники преследуют две цели: обмануть страховую для максимальной выплаты и записать второго водителя «виновным» для взыскания дополнительных сумм через иски.

«Чаще всего жертвами становятся новички, водители без видеорегистраторов и коммерческий транспорт с слепыми зонами», — сказал Бетрозов.

Это создает финансовую угрозу, повышает КБМ и может привести к судебным расходам.

Петрюк отметил, что раскрываемость подобных дел низкая из-за недостатка сотрудников и слабого взаимодействия с страховыми компаниями. Для защиты страховщики проводят экспертизы, используют ИИ и автотехнические проверки. На периферии страны схемы работают активнее, так как там меньше камер.

Госдума предложила законопроект о наказании за организацию автоподстав: до четырех лет лишения свободы, а в случае группы лиц или тяжкого вреда — до семи лет. Председатель комитета Госдумы Ярослав Нилов подчеркнул, что нынешние нормы не позволяют адекватно пресекать такие действия, так как они выходят за рамки обычного мошенничества.

Защита от автоподстав

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко
Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Для защиты водителям рекомендуют сохранять спокойствие, фиксировать все детали: фотографии общих планов, следов торможения, дорожной разметки, повреждений, дорожных знаков и камер наблюдения. Включать видеозапись и озвучивать важные моменты: время, место, кто за рулем и повреждения. Если вторые участники настаивают на быстром оформлении — лучше вызвать инспектора.

При оформлении по европротоколу важно соблюдать лимиты, правильно фотографировать и не брать на себя чужую вину. После ДТП стоит уведомить страховую, передать фото и видео, а при сомнительных предложениях «помощников» оценивать риски.

«Схемы стали умнее, но закон предусматривает реальные сроки наказания. Главный инструмент защиты — полная фиксация обстоятельств и отказ от сомнительных компромиссов ради экономии времени», — заключил Бетрозов.