Найти в Дзене

«Мрачный год» Одессы. 3

Бывшая жена доктора Капелло подала жалобу на имя Ришелье, в которой заявляла, что ее муж писал завещание в «горячечном бреду».

Ришелье, чтобы разобраться в ситуации, сделал запрос военному коменданту и руководителю Строительного комитета генералу Кобле.

Была создана авторитетная комиссия, которая занялась поиском и опросом свидетелей. В результате своей работы комиссия полностью отвергла требования жены Капелло. Было установлено, что доктор Капелло еще 13 сентября 1812 года, до момента смерти сына, составил завещание, в котором определил наследниками сына и дочь:

«Сын умер прежде самого Капелло без малого за месяц».

Тогда доктор исключил из завещания, написанного его рукой на французском языке. имя сына. Сам Капелло умер в конце октября. Своим душеприказчиком Капелло назначил штаб-лекаря Ризенко. Но Ризенко чмер раньше, чем Капелло внес изменения в завещание.

Герцогу сообщили, что доктор Капелло вышел из чумного госпиталя к нотариусу. с целью составит завещание. В этот момент он был совершенно здоров и дееспособен.

Завещание не удалось узаконить, потому что тогда по приказу Ришелье все присутственные места были закрыты.

Все обстоятельства дела комиссия изучала очень тщательно. По свидетельству священника, иезуита Мат-

тео Молинари:

-2
-3

Капелло скончался в отдельно флигеле при госпитале.

У него был дом на углу Торговой и Софиевской, который он с 1 апреля 1812 года сдавал в внаем капитану одесского порта коллежскому асессору Скандракову

Бывшая жена Капелло обвинила коллежского асессора в том, что он украл «разные картины, стоящие дорогой цены, и мебель».

Олег Губарь:

-4

Дом оставили в пользовании Скадракова. Прибыль поступала опекуну малолетней Цецилии. титулярному

советнику Лале. В его обязанности входил контроль банковского оборота с процентами.

Помимо всего прочего, в собственности Капелло был хутор на Малом Фонтане. Но там была только времянка, в которой хранились инструменты. Еще доктор имел три лошади, несколько хомутов, хорошие дрожки, железные санки, товарная шерсть, старая скирда и др.

Бывшая супруга отступилась от своих требований по наследству в 1814 году. В июне она отбыла в Москву. Но перед отъездом обратилась в Строительный комитет, чтобы присматривали за домом и хутором Цецилии.

Свои права на наследство Цецилия предъявила в ноябре 1825 года. По ее доверенности неаполитанский консул Феликс де Рибас запросил в Строительном комитете владельческие документы на дом покойного Капелло.

Дом оказался по недосмотру разорен. Де Рибас его восстановил осенью 1825 года.

Сам де Рибас, архитектор Джованни Фраполли и правитель канцелярии Строительного комитета Богданович как свидетели событий показали, что Капелло построил дом и служебные помещения лично.

Вообще, Капелло успел построить в Одессе несколько домов. В июне 1809 года один из них по сходной цене в рассрочку он продал городу, у которого была острая нужда в жилье для чиновников

Дом этот стоял рядом с Казенным садом (ныне Городским). Де Рибас продал ветхое казенное строение и вместо него купил дом Капелло.

На месте этого дома сегодня размещается Научная библиотека и мастерские Одесского национального

университета имени И.И. Мечникова.

Научная библиотека Одесскогонациональногоуниверстетета им. Мечникова. Одесса.
Научная библиотека Одесскогонациональногоуниверстетета им. Мечникова. Одесса.

Дом стоял фасадом по красной линии Преображенской. Место рядом с домом тоже принадлежало Капелло, однако у него не было возможности на этом месте что-то построить, и участок отошел к городу и был присоединен к саду.

Вот все, что известно о докторе Капелло. Похоронен он был в братской могиле на Чумке. Граф Воронцов распорядился установить мемориальную плиту на вершине Чумки в память о жертвах чумных эпидемий.

Этой плиты давно нет, но холм сам по себе является памятником безымянным жертвам чумы 1812 года.

Но мало кто знает, что обособленное еврейское чумное кладбище лежит под ногами прохожих.