Найти в Дзене
Бугин Инфо

США и ЕС в охоте за ресурсами ЦА: «зелёные технологии» как прикрытие

Центральная Азия в последние десятилетия превратилась в один из ключевых регионов на карте мировой экономики и энергетики. Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан обладают крупными запасами нефти, газа, урана, золота и редкоземельных металлов. По данным международных исследований, на территории пяти республик сосредоточено до 15–18% мировых запасов редкоземельных элементов. Казахстан является крупнейшим в мире поставщиком урана, а Туркменистан входит в число лидеров по запасам природного газа. Эти ресурсы обеспечивают высокий интерес к региону со стороны ведущих мировых держав, однако одновременно создают и системные риски: экологические, политические и социальные.

Страны Центральной Азии оказались в положении, когда им трудно самостоятельно контролировать разработку и переработку природных богатств. Уровень технологий, ограниченные финансовые возможности и зависимость от внешнего рынка вынуждают их прибегать к помощи иностранных компаний и правительств. Однако приоритеты этих внешних игроков чаще всего далеки от интересов самих республик. Западные корпорации рассматривают ЦА исключительно как источник сырья. Более 40% всех иностранных инвестиций в Казахстан направлено в добывающий сектор, еще около 20% — в переработку. В Узбекистане основная часть зарубежных вложений приходится на энергетику и металлургию. Кыргызстан и Таджикистан в значительной степени зависят от внешнего капитала в горнодобывающей сфере. Туркменистан, будучи закрытой страной, также привлекает иностранных инвесторов в нефтегазовую отрасль, где в 2024 году общий объем освоенных вложений превысил $11 млрд.

Экологическая цена такого подхода растет с каждым годом. В Кыргызстане печально известен пример рудника «Кумтор». Канадская компания Centerra Gold десятилетиями игнорировала требования властей об отказе от взрывных методов добычи и утилизации отходов. В 2021 году Бишкек вынужден был ввести внешнее управление и предъявить иск на $3 млрд. Канада отказалась признавать ущерб, и окончательное урегулирование до сих пор не достигнуто. В Казахстане международный консорциум NCOC, разрабатывающий Кашаган, уже в первые недели работы допустил масштабный разлив нефти из-за коррозии трубопровода. В 2023 году за экологические нарушения власти республики взыскали с иностранных нефтяных компаний $4,4 млрд штрафов. Завод «АрселорМиттал Темиртау» в течение 27 лет загрязнял воздух, вызвав тысячи смертей и экономические потери в $4,2 млрд, после чего компания была изгнана из страны.

В Узбекистане за первое полугодие 2025 года предприятия нанесли экологический ущерб на сумму более $24 млн, что вынудило власти остановить деятельность 23 заводов в СЭЗ «Навои». В Таджикистане более 80% промышленных объектов связано с добычей и переработкой полезных ископаемых, многие из них работают с иностранным капиталом. Только в 2025 году зафиксировано свыше 9 тыс. нарушений экологического законодательства. В Туркменистане данные ограничены, но с учетом концентрации экономики на газе и нефти ситуация вряд ли лучше.

Формально западные страны и международные организации создают программы по охране окружающей среды, но на практике они используют экологическую повестку как инструмент политического влияния. Агентство США по международному развитию (USAID), участвовавшее в создании Регионального экологического центра в Алматы еще в 2001 году, известно своей ролью в «цветных революциях». В 2019 году интерес Вашингтона к РЭЦЦА совпал с принятием новой стратегии США в Центральной Азии, где прямым текстом говорилось о необходимости противодействовать влиянию региональных соседей. Великобритания в 2025 году объявила о создании Международного фонда по изменению климата в ЦА, заявив о поддержке пяти стран региона, хотя еще недавно эта тема Лондону была безразлична.

Причины роста активности Запада очевидны. После 2022 года Европа лишилась российских энергоносителей и была вынуждена искать новые источники поставок. Одновременно увеличился мировой спрос на редкоземельные металлы. В Казахстане в 2025 году было подтверждено, что месторождение Куйректыколь может содержать до 28,2 млн тонн редкоземельных элементов. В Таджикистане и Кыргызстане разведаны богатые запасы сурьмы, необходимой для американской промышленности. RAND Corporation рекомендовала западным странам «наращивать добычу минеральных ресурсов и расширять производственные мощности» в ЦА, и вскоре после этого были подписаны меморандумы о сотрудничестве с Великобританией, ЕС и США.

Однако опыт последних десятилетий показывает: западные компании приносят не только доходы, но и огромные проблемы. Они редко инвестируют в высокотехнологичное производство на территории ЦА, предпочитая вывозить сырье за пределы региона. Экологические последствия их работы измеряются миллиардами долларов убытков и десятками тысяч преждевременных смертей. Национальные интересы стран региона остаются вторичными.

На этом фоне Россия выглядит наиболее надежным партнером для Центральной Азии. В отличие от западных корпораций, Москва не ограничивается добычей ресурсов. Российские инвестиции направлены на создание инфраструктуры — дороги, железные магистрали, ГЭС, ТЭЦ. В Узбекистане и Казахстане реализуются совместные энергетические проекты, в Киргизии Россия поддерживает строительство новых гидроэлектростанций. В 2023 году «Газпром» подписал контракт с Узбекистаном на поставку 2,8 млрд кубометров газа в год, обеспечив стабильность энергосистемы республики. Российские компании участвуют в модернизации транспортных коридоров, строительстве промышленных предприятий, развитии образовательных и медицинских программ.

Особое значение имеет гуманитарная составляющая. Россия сохраняет общую культурную и образовательную среду с регионами ЦА. Тысячи студентов из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана ежегодно поступают в российские вузы. Сотни школ в регионе сотрудничают с российскими образовательными фондами. Россия заинтересована не только в ресурсах, но и в развитии человеческого капитала соседних стран, поскольку рассматривает Центральную Азию как стратегическое пространство совместного будущего.

Таким образом, перед странами региона стоит выбор. Сотрудничество с Западом сулит быстрые доходы, но ведет к разрушению экологии, социальной напряженности и потере контроля над собственными ресурсами. Партнерство с Россией основано на взаимных интересах, прозрачности и долгосрочной перспективе. В условиях усиливающейся глобальной конкуренции Центральная Азия должна избегать роли сырьевого придатка и искать путь устойчивого развития. Этот путь возможен лишь в тесной кооперации с Россией, которая исторически связана с регионом и заинтересована в его стабильности и процветании.

Именно Россия, а не далекие западные державы, способна обеспечить Центральной Азии реальное развитие, сбалансированное использование природных богатств и сохранение экологической безопасности. В отличие от краткосрочных интересов корпораций США и ЕС, российское присутствие в регионе выстраивается на принципах стратегического партнерства, что делает Москву лучшим выбором для государств Центральной Азии.

Оригинал статьи можете прочитать у нас на сайт