Найти в Дзене

Сколько будут стоить популярные авто после отмены льготного утильсбора

Оглавление

В России обсуждается отмена льготного утилизационного сбора для мощных автомобилей, ввозимых физлицами. Власти хотят, чтобы уже с 1 ноября 2025 года владельцы машин с двигателем свыше 160 л. с., которые сами завозят авто из-за границы, платили за «утиль» не символические суммы, а наравне с компаниями.

Ббюджет может получить дополнительные поступления – оценочно 40–60 млрд рублей в год, которые планируется направить на поддержку авторынка: программы льготного кредитования, лизинга и т.д. Таким образом, власти хотят и устранить дисбаланс и подтолкнуть покупателей к выбору продукции российского автопрома.

Сейчас, по состоянию на сентябрь 2025 года, это лишь проект Минпромторга, а не принятый закон – но рынок готовится заранее. Подробнее о проекте мы писали в предыдущем материале, поэтому останавливаться не будем.

Сколько машин это затронет

Инициатива касается только части ввозимых авто – тех самых популярных моделей с моторами мощнее 160 л. с. Сейчас значительная доля импорта приходится как раз на физлиц.

По данным агентства «Автостат», в августе 2025 года почти 46% всех ввезённых новых автомобилей пришлись на обычных граждан (годом ранее было лишь 14%). В абсолютных цифрах это около 14 тысяч новых машин в месяц, то есть порядка сотни тысяч авто в год ввозится частными лицами.

Эксперты отмечают, что льготой пользуются в основном для ввоза довольно недешевых моделей. Машины с двигателями свыше 160 л. с. составляют до 70–80% параллельного импорта – это в основном кроссоверы, внедорожники и другие мощные иномарки, востребованные россиянами. В Минпромторге же говорят противоположное: большинство массовых авто до 160 л. с. (около 88% новых продаж) продолжат ввозиться по старым ставкам.

Проще говоря, если льготу отменят, под удар попадут не все автомобили, а только наиболее мощные и дорогие. Многие из них сейчас активно ввозятся именно через схему параллельного импорта. Ниже рассмотрим топ-5 моделей, которые чаще всего привозят в Россию физлица, и посчитаем, как для них изменится стоимость ввоза.

Топ-5 популярных ввозимых моделей и расчёты

По данным аналитического агентства «Автостат», в июле 2025 года среди автомобилей, импортируемых через альтернативные каналы, лидировали следующие модели: Geely Monjaro, Toyota Highlander, Toyota RAV4, Mazda CX-5,
Toyota Camry.

Рассмотрим каждую из них: сколько таких машин ввезли, какая у них мощность двигателя и сколько будет после отмены льготы.

Geely Monjaro

-2

Geely Monjaro – флагманский кроссовер китайской марки Geely, один из бестселлеров параллельного импорта. У Monjaro под капотом 2,0-литровый турбомотор мощностью 238 л. с., то есть он существенно превышает порог в 160 «лошадей».

Сколько будет стоить при отмене льготы: если льготу уберут, утильсбор возрастет на несколько порядков. Для кроссовера с 2-литровым двигателем (238 л. с.) он составит около 1 000 000 руб. (примерно на этом уровне сейчас коммерческий сбор для машин с похожим мотором).

Фактически цена ввоза вырастет почти на 900 000 руб., или примерно на 20–25% от стоимости машины. Эксперты прямо говорят, что частникам придется платить сотни тысяч, а то и миллионы рублей за «не отечественные» авто. В случае Monjaro удорожание составит около одного миллиона – очень ощутимая прибавка.

Toyota Highlander

-3

Toyota Highlander – крупный семиместный внедорожник, также входит в число самых востребованных привозных моделей. У этой модели бывают разные версии двигателя, но все мощные: например, бензиновый V6 на 249–295 л. с. или гибридная установка ~243 л. с. В любом случае порог 160 л. с. превышен солидно.

Сколько будет стоить при отмене льготы: утильсбор для Highlander прыгнет до семизначных сумм. Точный размер зависит от мотора, но даже за гибрид 2.5 л придется платить порядка 1,5 млн руб. или больше. Для бензиновых 3.5-литровых версий сбор еще выше – вплоть до ~2,2 млн.

Таким образом, покупателям грозит удорожание примерно на +1–1,5 млн руб. (~+20% к цене машины, которая сейчас и так начинается от 6–7 млн руб). Дилеры прогнозируют, что для отдельных моделей подобного класса цены могут подскочить и на 2 млн руб. и более. Так что Highlander с мощным двигателем после отмены льготы существенно прибавит в цене, фактически выпадая из планов многих покупателей.

Toyota RAV4

-4

Toyota RAV4 – популярный кроссовер средней размерности. Несмотря на относительно небольший класс, по параллельному импорту его ввозят активно: в июле 2025 ввезено 746 шт. Двигатели у актуальных RAV4 – 2,0 л (173 л. с. в японской версии) или 2,5 л (202–206 л. с.), а также гибрид ~222 л. с. Все эти показатели (кроме некоторых старых 150-сильных версий) превышают 160 л. с.. То есть подавляющее большинство импортируемых RAV4 попадает под критерий отмены льготы.

Сколько будет стоить при отмене льготы: после 1 ноября 2025 года утильсбор для RAV4 вырастет многократно. Точный размер зависит от конкретного мотора. Если это RAV4 с 2,0-литровым двигателем (~173 л. с.), сбор может составить около 700 000 руб. За версии 2,5 л (~200 л. с.) – вплоть до 1,0 млн руб. или даже больше. В любом случае речь идет о сотнях тысяч сверху. Например, RAV4 2.5 л подорожает примерно на +800 000 руб., что соответствует примерно +15–20% к стоимости кроссовера. Таким образом, вместо условных 5 млн руб. он будет обходиться ближе к 6 млн. Более вероятно, что привозить RAV4 станут с менее мощным мотором, чтобы снизить сбор, но полностью избежать роста цены не удастся.

Mazda CX-5

-5

Mazda CX-5 – еще один популярный кроссовер, который попал в топ импортируемых моделей. Здесь ситуация интересная: у CX-5 есть варианты двигателя как раз на границе льгот. Базовый 2,0-литровый мотор выдает 150 л. с., то есть не превышает лимит 160 л. с. Зато версия 2,5 л развивает 190–194 л. с., что выше порога. Судя по объемам ввоза, спрос есть и на ту, и на другую модификацию.

Сколько будет стоить при отмене льготы: для версий Mazda CX-5 мощностью свыше 160 л. с. утильсбор станет таким же, как для коммерческого импорта. Проще говоря, за 2,5-литровую CX-5 придется выложить около 700 000–800 000 руб. сверху (точная сумма могла бы достигать и ~1,2–1,5 млн при прямом уравнивании по объему, но скорее всего речь о более умеренной ставке ввиду мощности чуть меньше 200 л. с.). Оценочно это +20% к цене данного кроссовера. Такая ощутимая разница практически убьет экономический смысл ввоза CX-5 с большим мотором – покупатели вероятнее переключатся на версию 150 л. с. (которая останется с льготным сбором). Итого: часть комплектаций CX-5 подорожает, а часть нет, все зависит от выбранной мощности двигателя.

Toyota Camry

-6

Toyota Camry – легендарный седан бизнес-класса, весьма популярный на российском рынке даже после ухода бренда. По итогам 2024 года Camry вошла в тройку самых массово ввезенных моделей (≈5,8 тыс. шт. за год). В июле 2025 ввезено 549 Camry. через параллельный импорт. Типичные моторы – 2,5 л (181–200 л. с.) и реже 3,5 л (249 л. с.). Есть и базовые 2,0 л прошлых лет на 150 л. с., но свежие машины обычно идут с двигателем мощнее 160 л. с.

Сколько будет стоить при отмене льготы: ситуация изменится для всех Camry с моторами выше 160 л. с. (а их большинство среди завозимых). Утильсбор приравняется к коммерческому: за седан 2,5 л придется заплатить около 1 000 000 руб. (плюс-минус, в зависимости от конкретной методики расчета). Это добавит примерно +1 млн руб. к цене автомобиля.

Для ориентира: Camry, которая сейчас обходилась условно в 4,5 млн, будет стоить ближе к 5,5 млн рублей. В процентном выражении это порядка +25%. Версии же с моторами до 160 л. с. (если такие вновь появятся в продаже) останутся на прежнем уровне. Но, конечно, массовый сегмент Camry в основном потеряет ценовое преимущество – седан заметно подорожает, сократив разрыв с более премиальными моделями.

Итоги

Краткий вывод: отмена льготного утильсбора затронет далеко не всех, но популярные мощные модели подорожают значительно.

Автомобили с двигателями до 160 л. с. сохранят статус-кво – их по-прежнему можно будет ввозить с минимальным сбором (3400/5200 руб.), так что бюджетные и компактные машины останутся относительно доступными.

Однако для кроссоверов и седанов среднего и выше класса прибавка составит сотни тысяч или даже миллионы рублей: ввозить их через автоподбор станет просто невыгодно.

По состоянию на сентябрь 2025 года окончательного решения еще нет – шанс сохранения льготы формально остается.Источник данных: Аналитическое агентство «Автостат», Минпромторг РФ, расчеты по открытым данным (актуально на сентябрь 2025 года).

🚀 Подписаться на наш канал в Telegram