Найти в Дзене
АМД — Авто-Мото-Драйв

Холодное Кольское лето 2025-го

И лишь одно утешало меня: суровая, но красивая природа и квадроциклы, которые не подвели.

Хотите увидеть прошлогодний снег? И не в мультфильме, а в живую? Тогда вам сюда, на Кольский полуостров.

Вообще в Мурманской области я бывал часто. Обычно зимой, когда импортеры снегоходной техники устраивали здесь тестовые презентации своей продукции следующего модельного года. Но в 22-м году все они позорно бежали из России, да так, что ни на каком снегоходе догнать их было невозможно. С тех пор мои связи с Хибинами прервались.

29 июня, два часа ночи. Виден прошлогодний снег. Сейчас он очень твердый
29 июня, два часа ночи. Виден прошлогодний снег. Сейчас он очень твердый

Однако неожиданно они восстановились этим летом, когда один знакомый предложил поучаствовать в организации путешествия по Кольскому полуострову.

Типичная дорога Мурманской области и типичным же пейзажем
Типичная дорога Мурманской области и типичным же пейзажем

По сути, путешествий было два, если можно так сказать. Одно проходило по западной части полуострова (на левом берегу Кольской губы), а другое — в горах Хибинах, что в самом центре полуострова.

По дороги из Мурманска в Норвегию часто попадаются такие вот шикарные пляжи. Но почему-то никто не купается...
По дороги из Мурманска в Норвегию часто попадаются такие вот шикарные пляжи. Но почему-то никто не купается...

Если Хибины мне довольно неплохо знакомы, то на западе Мурмана я никогда не был. Нет, я не описáлся: именно Мурмáна, а не Мурманска. Так издревле называется эта местность. А сам город Мурманск раньше звался Романов-на-Мурмáне.

Итак, первая часть вояжа пролегала по нижнему течению реки Титовки до самого ее устья, затем — по полуострову Средний, а с него — по Рыбачьему.

О поездках по полуострову Рыбачьему уже написано много, поэтому не стану про него ничего писать. Дам лишь немного фотографий и расскажу про местную инфраструктуру.

Впервые увидел эту анекдотическую надпись воочию. Хорошо, что не через запятую:)
Впервые увидел эту анекдотическую надпись воочию. Хорошо, что не через запятую:)

Обычно путешествие начинается от бывшего села Титовка, что на трассе Мурманск — Киркенес, километрах в тридцати не доезжая райцентра Печенга. Бывшего — потому что никакого села здесь больше нет. На его месте гостиница, ресторан, автозаправка и пара автостоянок. Одна из них бесплатная. На ней путешественники обычно сгружают квадроциклы и оставляют машины.

На реке Титовке в нижнем течении образуется много рукавов и островов.
На реке Титовке в нижнем течении образуется много рукавов и островов.

До Титовки ведет хорошая асфальтированная дорога. Перед самым въездом в село теперь установлен пограничный пост. Он говорит о том, что дальше начинается так называемая приграничная зона. Это новый термин, в отличие от зоны пограничной. Если для того, чтобы попасть в пограничную, требуется специальный пропуск, то для въезда в приграничную нужен лишь паспорт, российский внутренний. Въезжающего просто записывают в журнал.

Один из перевалов на дороге от Титовки к Рыбачьему
Один из перевалов на дороге от Титовки к Рыбачьему

А вот дальше на север от Титовки никакого асфальта уже нет. Хотя дорога есть, она даже на картах показана. Для квадроциклов очень даже подходящая.

Верст через восемь, когда река Титовка в предвкушении встречи с морем расширяется и образует острова, открываются очень красивые виды! Тут и горы небольшие появляются. В общем, есть на что посмотреть.

Недалеко от устья в очень живописном месте недавно вырос парк-отель «Титовка Арктик Ривер Парк». Домики для гостей имеют очень разный типаж. Самые скромные выглядят как вагончики для рабочих-вахтовиков. Несмотря на бледный внешний вид внутри они они весьма комфортны и со всеми удобствами.

Залив одной из речек недалеко от парк-отеля. Белые точки на воде - лебеди
Залив одной из речек недалеко от парк-отеля. Белые точки на воде - лебеди

Ресторан — особая песня. Он и снаружи необычной формы, и внутри этот стиль продолжен. А какой вид на море (точнее, на Титовскую губу) из него открывается! Всякие ниццы и неаполи отдыхают.

Цены на всю эту красотищу соответствуют видам. За одно место в вагончике в июне надо было заплатить порядка семи тысяч рублей. В ресторане самое дешевое блюдо от 1500. В среднем — 3-4 тыс. А кое-что стоило даже 9000!

Дорога на запад в сторону полуострова Средний весьма сурова. Горная порода не дает образовываться грязи, в которой можно застрять. Но лужи и каменные завалы случаются.

Виды — завораживающие. Для тех, кто любит север — самое оно! Для остальных — это отличный антураж для съемок хорроров и фильмов о постапокалипсисе.

В 1944-м здесь нашел вечный покой уроженец Белоруссии Леонид с литовской фамилией Мустейкис 33-х лет. Вдали виден еще один памятник.
В 1944-м здесь нашел вечный покой уроженец Белоруссии Леонид с литовской фамилией Мустейкис 33-х лет. Вдали виден еще один памятник.

Тут постоянно встречаются кладбища и памятники бойцам Красной Армии, которые в начале 40-х годов прошлого века встали на пути коричневой чумы и, как позже написал наш современник,

«Не за ранги и медали

Люди тверже камня стали

не отдали не предали Севера!»

Кемпинг местного квадроклуба ATV51. Он же на заглавном фото.
Кемпинг местного квадроклуба ATV51. Он же на заглавном фото.

На северо-восточной части полуострова Среднего, где он соединятся тонким перешейком с Рыбачьим, расположилась база отдыха для квадроциклистов. Именно для них, потому что организовал ее местный квадроклуб ATV51.

Строений здесь нет — только юрты. Довольно большие. Отапливаются печками. Холодным летом 25-го они пришлись очень кстати. Из удобств в юртах только электричество и рукомойник. Туалет типа «экосортир» в отдельном скворечнике на территории.

В юртах от трех до шести коек. Снять такую на ночь обойдется в 20 тыс. рублей. А если с ужином и завтраком, то еще +10 тыс. Вот такой он, северный коэффициент.

Интересно, что когда зимой планировалось это мероприятие, цены были ниже. Значительно ниже!

Старый добрый кропкофон уверенно ловит сосеюнюю страны без всякой визы.
Старый добрый кропкофон уверенно ловит сосеюнюю страны без всякой визы.

Мобильный телефон здесь уже начинает ловить соседнее государство. Пока я передвигался около базы он меня уже шесть раз поприветствовал в Норвегии.

Автопоезд перекинул наши квадроциклы с западнного побережья в г.Кировск. На заднем плане виднеются до сих пор заснеженные Хибины. А снегходы тут на лето не убирают в гаражи.
Автопоезд перекинул наши квадроциклы с западнного побережья в г.Кировск. На заднем плане виднеются до сих пор заснеженные Хибины. А снегходы тут на лето не убирают в гаражи.

Хибинская часть маршрута начиналась в ставшим уже мне родным Кировске. Здесь же и заканчивалась, затрагивая Ревду и Октябрьский (до которого уже почти достроили асфальтовую дорогу). Очередное июльское похолодание в горах ощущаются еще и визуально: снега в них прибывает. В городе он тоже выпадет, но мало. Как-никак, июль.

Но в то же время, 69-я параллель.

По поводу адских цен. Можно, кончено, считать, что они вызваны исключительно алчностью собственников объектов туристической инфраструктуры. Но, если посмотреть объективно, но можно увидеть, что все здесь привозное, в том числе электричество (вырабатывается бензогенератором). От цивилизации это далеко, доставка автотранспортом по ужасным дорогам тоже не может быть дешевой. И вот вам результат.