И лишь одно утешало меня: суровая, но красивая природа и квадроциклы, которые не подвели.
Хотите увидеть прошлогодний снег? И не в мультфильме, а в живую? Тогда вам сюда, на Кольский полуостров.
Вообще в Мурманской области я бывал часто. Обычно зимой, когда импортеры снегоходной техники устраивали здесь тестовые презентации своей продукции следующего модельного года. Но в 22-м году все они позорно бежали из России, да так, что ни на каком снегоходе догнать их было невозможно. С тех пор мои связи с Хибинами прервались.
Однако неожиданно они восстановились этим летом, когда один знакомый предложил поучаствовать в организации путешествия по Кольскому полуострову.
По сути, путешествий было два, если можно так сказать. Одно проходило по западной части полуострова (на левом берегу Кольской губы), а другое — в горах Хибинах, что в самом центре полуострова.
Если Хибины мне довольно неплохо знакомы, то на западе Мурмана я никогда не был. Нет, я не описáлся: именно Мурмáна, а не Мурманска. Так издревле называется эта местность. А сам город Мурманск раньше звался Романов-на-Мурмáне.
Итак, первая часть вояжа пролегала по нижнему течению реки Титовки до самого ее устья, затем — по полуострову Средний, а с него — по Рыбачьему.
О поездках по полуострову Рыбачьему уже написано много, поэтому не стану про него ничего писать. Дам лишь немного фотографий и расскажу про местную инфраструктуру.
Обычно путешествие начинается от бывшего села Титовка, что на трассе Мурманск — Киркенес, километрах в тридцати не доезжая райцентра Печенга. Бывшего — потому что никакого села здесь больше нет. На его месте гостиница, ресторан, автозаправка и пара автостоянок. Одна из них бесплатная. На ней путешественники обычно сгружают квадроциклы и оставляют машины.
До Титовки ведет хорошая асфальтированная дорога. Перед самым въездом в село теперь установлен пограничный пост. Он говорит о том, что дальше начинается так называемая приграничная зона. Это новый термин, в отличие от зоны пограничной. Если для того, чтобы попасть в пограничную, требуется специальный пропуск, то для въезда в приграничную нужен лишь паспорт, российский внутренний. Въезжающего просто записывают в журнал.
А вот дальше на север от Титовки никакого асфальта уже нет. Хотя дорога есть, она даже на картах показана. Для квадроциклов очень даже подходящая.
Верст через восемь, когда река Титовка в предвкушении встречи с морем расширяется и образует острова, открываются очень красивые виды! Тут и горы небольшие появляются. В общем, есть на что посмотреть.
Недалеко от устья в очень живописном месте недавно вырос парк-отель «Титовка Арктик Ривер Парк». Домики для гостей имеют очень разный типаж. Самые скромные выглядят как вагончики для рабочих-вахтовиков. Несмотря на бледный внешний вид внутри они они весьма комфортны и со всеми удобствами.
Ресторан — особая песня. Он и снаружи необычной формы, и внутри этот стиль продолжен. А какой вид на море (точнее, на Титовскую губу) из него открывается! Всякие ниццы и неаполи отдыхают.
Цены на всю эту красотищу соответствуют видам. За одно место в вагончике в июне надо было заплатить порядка семи тысяч рублей. В ресторане самое дешевое блюдо от 1500. В среднем — 3-4 тыс. А кое-что стоило даже 9000!
Дорога на запад в сторону полуострова Средний весьма сурова. Горная порода не дает образовываться грязи, в которой можно застрять. Но лужи и каменные завалы случаются.
Виды — завораживающие. Для тех, кто любит север — самое оно! Для остальных — это отличный антураж для съемок хорроров и фильмов о постапокалипсисе.
Тут постоянно встречаются кладбища и памятники бойцам Красной Армии, которые в начале 40-х годов прошлого века встали на пути коричневой чумы и, как позже написал наш современник,
«Не за ранги и медали
Люди тверже камня стали
— не отдали не предали Севера!»
На северо-восточной части полуострова Среднего, где он соединятся тонким перешейком с Рыбачьим, расположилась база отдыха для квадроциклистов. Именно для них, потому что организовал ее местный квадроклуб ATV51.
Строений здесь нет — только юрты. Довольно большие. Отапливаются печками. Холодным летом 25-го они пришлись очень кстати. Из удобств в юртах только электричество и рукомойник. Туалет типа «экосортир» в отдельном скворечнике на территории.
В юртах от трех до шести коек. Снять такую на ночь обойдется в 20 тыс. рублей. А если с ужином и завтраком, то еще +10 тыс. Вот такой он, северный коэффициент.
Интересно, что когда зимой планировалось это мероприятие, цены были ниже. Значительно ниже!
Мобильный телефон здесь уже начинает ловить соседнее государство. Пока я передвигался около базы он меня уже шесть раз поприветствовал в Норвегии.
Хибинская часть маршрута начиналась в ставшим уже мне родным Кировске. Здесь же и заканчивалась, затрагивая Ревду и Октябрьский (до которого уже почти достроили асфальтовую дорогу). Очередное июльское похолодание в горах ощущаются еще и визуально: снега в них прибывает. В городе он тоже выпадет, но мало. Как-никак, июль.
Но в то же время, 69-я параллель.
По поводу адских цен. Можно, кончено, считать, что они вызваны исключительно алчностью собственников объектов туристической инфраструктуры. Но, если посмотреть объективно, но можно увидеть, что все здесь привозное, в том числе электричество (вырабатывается бензогенератором). От цивилизации это далеко, доставка автотранспортом по ужасным дорогам тоже не может быть дешевой. И вот вам результат.