Во Франции новый виток затянувшегося парламентского кризиса, который в прошлом году удалось решить с помощью внеочередных выборов. Хотя по их итогам ни одна из политических групп не получила большинства, а союзники Макрона в целом оказались в меньшинстве, удалось протащить компромиссного премьера Байру, принять бюджет и переждать год.
Однако новый бюджет хуже прошлого, он не устраивает всех, также французов не устраивает и Макрон, а каждая из оппозиционных политических сил понимает, что имеет шансы получить власть.
Катализатором событий стало объявление всеобщей профсоюзной забастовки на 18 сентября, после чего премьер Байру неожиданно поставил на голосование вопрос о вотуме доверия, который 99% провалится и правительство будет распущено. Это плановый шаг, Макрон хочет успеть заменить премьер-министра до забастовки и протащить очередного компромиссного кандидата, пойдя в итоге на небольшие уступки по бюджету. Однако пока, похоже, ни правые, ни левые не готовы поддержать ни Байру, ни новую кандидатуру Макрона.
Левые, выиграв выборы, но не получив возможность сформировать коалицию, хотят отыграться и забрать себе правительство. Правые являясь самой популярной политической силой вероятно хотели бы вообще перевыборов. Уголовное дело против Ле Пен привело к типичному эффекту, когда как раз неоднозначную и немного надоевшую всем наследницу основателя партии сменил новый «молодой и харизматичный» Барделла. Ему всего 29 лет, он красивый, харизматичный, воспитанный, у него нет бэкграунда фаната Гитлера, какой есть у семьи Ле Пенов, в общем это со всех сторон идеальный новый лидер правых, уголовным преследованием Ле Пен правительство Франции только усилило их позиции. В итоге Барделла сейчас является самым популярным политиком во Франции, причём во многом благодаря социальным сетям, включая ТикТок.
Президентские выборы, кстати, уже весной 2027 года, совсем скоро, и у Барделлы хорошие шансы на победу, выше, чем у Ле Пен. А Франция — это президентская республика.
Правда вот учитывая это всё правым на самом деле некуда спешить. Они могут сделать ставку именно на победу в президентских выборах, а став президентом Барделла уже может распустить парламент если будет уверен, что это усилит позиции его партии. У левых же ситуация иная, за должность президента они фактически не ведут борьбу, у Меланшона не очень много шансов подняться выше третьего места, для них главная цель — сформировать правительство, это их потолок, и сейчас для этого идеальный момент.
Интереса добавила забастовка 10 сентября. У неё нет организаторов, призывы выходить на улицы, фактически на «Майдан», распространились по интернету, а затем некоторые уже официальные организации эти протесты поддержали. Впрочем пока французская власть не считает их опасными, они нацелены на борьбу с профсоюзным протестом, а 10 сентября не ожидают высокой явки.
Макрону сейчас в целом плевать на свои рейтинги, его политическая карьера подходит к концу, избираться на третий срок он не может. Сейчас президент Франции занят в основном внешней политикой и добивается там успехов, ему удалось подвинуть Германию с роли неформальной главы ЕС. Но внутренняя политика страдает, а французы внутренние дела, размер социалки и стоимость бензина, а как следствие наполненность своих карманов и холодильников, считают более важными вещами, чем геополитические амбиции. Пока Макрону это не мешает, однако в его интересах протащить бюджет с минимальными уступками. А вот если парламент окажется под властью левых, то и внешняя политика Макрона может пострадать, на неё грубо говоря не дадут денег. Также звучат призывы голосовать за импичмент, но пока это видится маловероятным. Очень многое зависит от идущих сейчас кулуарных переговоров о том, кто именно будет премьером и кто даст за него голоса, а также от протестов. Мирный профсоюзный митинг вполне может перерасти в глобальную стачку, Франция окажется в кризисе, а Макрона вынудят уйти в отставку. Или вообще повторится история с силовыми протестами как уже было тут семь лет назад.