Найти в Дзене
Истории от историка

Китайский лев на площади Сан-Марко: новая глава в истории Венеции

История Венеции всегда была соткана из тайн, легенд и невероятных совпадений. Но порой научные методы позволяют приоткрыть завесу над прошлым. Именно это произошло с одной из самых узнаваемых скульптур города — крылатым львом, символом Венецианской республики. Новейшее исследование показало, что «знаменитая статуя крылатого льва в Венеции на самом деле может относиться к эпохе китайской династии Тан». Археометаллургический анализ выявил, что металл для её изготовления был добыт в бассейне нижнего течения Янцзы — регионе, где ещё в древности располагались крупнейшие месторождения меди и других руд. Учёные пришли к этому выводу, сравнив изотопный состав свинца в бронзе венецианского льва с образцами из мировой базы данных. Археолог Массимо Видале из Падуанского университета недвусмысленно заявил: «Венеция — город, полный загадок, но одна из них разгадана: „Лев“ Святого Марка — китайский, и он пришел по Шелковому пути». Эта фраза звучит как готовый эпиграф к целой книге. И действительно,
Оглавление

История Венеции всегда была соткана из тайн, легенд и невероятных совпадений. Но порой научные методы позволяют приоткрыть завесу над прошлым. Именно это произошло с одной из самых узнаваемых скульптур города — крылатым львом, символом Венецианской республики.

Новейшее исследование показало, что «знаменитая статуя крылатого льва в Венеции на самом деле может относиться к эпохе китайской династии Тан». Археометаллургический анализ выявил, что металл для её изготовления был добыт в бассейне нижнего течения Янцзы — регионе, где ещё в древности располагались крупнейшие месторождения меди и других руд. Учёные пришли к этому выводу, сравнив изотопный состав свинца в бронзе венецианского льва с образцами из мировой базы данных.

Археолог Массимо Видале из Падуанского университета недвусмысленно заявил: «Венеция — город, полный загадок, но одна из них разгадана: „Лев“ Святого Марка — китайский, и он пришел по Шелковому пути».

Эта фраза звучит как готовый эпиграф к целой книге. И действительно, новые данные позволяют по-новому взглянуть на столь привычный образ льва, веками украшавшего площадь Сан-Марко. Если принять версию исследователей, то мы имеем дело не с местным произведением XIII века, а с артефактом, изготовленным более чем за тысячелетие до этого — во времена китайской династии Тан (618–907 гг. н. э.).

Китайские «стражи гробниц»

В китайской культуре лев не был местным животным — его знали по сказаниям и изображениям, привезённым с Запада. Однако именно это «воображаемое» существо стало важным символом власти и защиты. Огромные статуи львов, или, как в случае династии Тан, гибридных «чжэньмушоу», устанавливали у входов в гробницы, дворцы и храмы. Они оберегали от злых духов и олицетворяли силу небесного порядка.

Каменные и бронзовые львы часто изображались с грозной гривой, открытой пастью, рогами и крыльями. Их целью было напугать, защитить, внушить благоговение. Венецианский лев на площади Сан-Марко сохранил некоторые из этих черт. «Шрамы» на его корпусе намекают, что когда-то у него были рога, которые позже убрали, чтобы скульптура больше напоминала западный образ.

Лев Святого Марка

-2

Но для Венеции крылатый лев имел совершенно другое значение. Согласно христианской традиции, лев с крыльями и книгой — это символ евангелиста Марка. Легенда гласит, что сам святой Марк был похоронен в Венеции, и именно поэтому город избрал его своим небесным покровителем.

К XIII веку крылатый лев стал символом республики, её силы и морского могущества. Его изображали на флагах, монетах и зданиях. Лев, держащий Евангелие, олицетворял союз веры и власти. Он подтверждал священное право Венеции править на Адриатике и за её пределами.

Встреча двух миров

Исследователи осторожно предполагают, что именно венецианские купцы Никколо и Маттео Поло (отец и дядя Марко Поло) могли привезти эту статую в XIII веке, доверив местным мастерам слегка «адаптировать» её под нужды республики. В XIII веке братья прошли по Шелковому пути и основали торговые фактории, в итоге добравшись до города, известного сегодня как Пекин, и проведя четыре года при дворе хана Хубилая.

«В стремлении к распространению нового могущественного символа [Венецианской] республики у Поло, возможно, возникла несколько дерзкая идея переделать скульптуру в правдоподобного (если смотреть издалека) крылатого льва», — пишут авторы исследования.

Так на площади Сан-Марко появился символ, который одновременно несёт в себе дух Поднебесной и гордую мощь Адриатики.

«Конечно, это лишь один из возможных сценариев, основанный на сопоставлении исторических и археометаллургических данных, — признают учёные. — Теперь слово за историками».

***

Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!

Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).

Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

«Последняя война Российской империи» (описание)

-3

«Суворов — от победы к победе».

-4

«Названный Лжедмитрием».

-5