28 февраля 1918 года в городе Ирбите вышло Обязательное постановление, ряд пунктов которого опубликуем.
«За неисполнение нижеследующего постановления Ирбитского Исполнительного Комитета Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов подлежит в административном порядке: штрафу до 3000 рублей или аресту до 3 месяцев.
1. Изготовление кумышки, браги и других одурманивающих напитков и продажу их.
2. За появление в пьяном виде на улице и в публичных местах (электротеатрах, театрах, цирках, столовых и т.п.).
4. За буйство, драки, выбитие стекол в домах и за иное повреждение имущества.
Настоящее обязательное постановление входит в силу с 1 марта в городе Ирбите, а в уезде со дня его получения».
Не смотря на собственное постановление, некоторые приверженцы Советской власти сами его и нарушали.
Постановление Ирбитского совдепа от 8 мая 1918 года: « Городской милицией допущен ряд самочинных обысков во время празднования Пасхи, проявив себя с самой непривлекательной стороны. Постановили. Городскую милицию расформировать и упразднить безотлагательно. Функции милиции поручить Летучему отряду. Вместо начальника городской милиции учредить должность начальника охраны г. Ирбита».
В постановлении Ирбитского уездного совета рабочих и солдатских депутатов «О пьянстве» от 20 мая 1918 года было написано: «Командировать комиссара Административного отдела т. Шаньгина с летучим отрядом в числе 10 человек в д. Больше-Трифоново для принятия предупредительных мер. Поручить т. Шаньгину арестовать секретаря Егоршинского совдепа Бутакова, согласно прежнего постановления».
Что начудил секретарь совдепа осталось не известным, но то, что это было сделано по-пьянке видно из названия документа.
Были прецеденты весьма забавные. Вот, например, в начале мая 1918 года Ирбитский уездный комиссар юстиции т. Мильков, в пьяном виде появился в цирке и вызвал на дуэль клоуна.
Различные выходки в пьяном виде у командиров встречались довольно часто.
Например, пострадавший в боях Волынский полк и эвакуированный с Екатеринбур-Челябинского направления, в Алапаевске был до формирован крестьянами Покровской и Режевской волостей. Командиром полка был Андрей Иванович Федоровский. Так вот он, 18 августа 1918 года, находясь в изрядном опьянении напротив женской гимназии в Алапаевске по сути глумился над новобранцами-красноармейцами. Комполка специально отдавал неправильные команды красноармейцам, те сбивали строй, перемешивались, а Федоровский тем и развлекался. После того, как началось расследование инцидента, командир Волынского полка решил свалить всю вину на командира Запасного полка Зеленцова, так как немногим ранее «пьяной забавы» он специально заявил встреченному на улице комиссару Запасного полка, что Зеленцов изрядно пьян и наговорил ему грубостей.
Трагедией для Ирбита стал расстрел 22 граждан, в основном купцов и учителей. Об этом случае подробно расскажу позднее. Есть свидетельские показания, что убийство произошло из-за спора "по-пьяни".
"Накануне расстрела совет комиссаров был в Крутом – место гуляний на окраине города. Сестра Грушина И.С., Мария Семеновна видела, как комиссар Алексеевский проехал оттуда пьяный, на коленях у него сидела сестра милосердия, их сопровождал еще один пьяный, которого она не знала.
Анна Дмитриевна Зенкова показала, что надзирательница тюрьмы Горбатова рассказала ей о пари состоявшемся между Ершовым и Шошиным. Шошин сказал Ершову, что он не может расстрелять всех заключенных, а тот сказал: «Могу!». И пьяный Ершов подписал бумаги о казни. Эти показания подтверждает Семен Павлович Зенков, он тоже слышал слухи о состоявшемся пари".
26 июля 1918 года расстрел состоялся в районе кладбища, в стороне от Камышловского тракта.
Подписывайтесь на канал. Жмите кнопку "Поддержать".