Найти в Дзене
AXXCID

Что вышло из ремейка «Москва слезам не верит» и стоит ли его смотреть?

Оглавление

В мире кинематографа существуют священные коровы. Трогать их – все равно что соваться в осиное гнездо в костюме пчеловода из сахарной ваты. Обречено на боль и всеобщее осуждение. «Кавказская пленница», «Ирония судьбы», «Джентльмены удачи» – каждая попытка переснять эти фильмы заканчивалась оглушительным провалом, дружным хором возмущенных зрителей и вопросом «Ну зачем?». Поэтому новость о ремейке «Москва слезам не верит» изначально вызывала скептическую усмешку. Еще одна попытка прокатиться на славе чужого успеха, еще один сиквел, которого никто не просил.

Что вышло из ремейка «Москва слезам не верит» и стоит ли его смотреть?
Что вышло из ремейка «Москва слезам не верит» и стоит ли его смотреть?

Но тут в дело вступает имя, которое заставляет если не замереть в ожидании, то как минимум насторожиться. Жора Крыжовников. Режиссер, который взорвал прокат искренней и хулиганской комедией «Горько!» и заставил всю страну с замиранием сердца следить за судьбой уличных подростков в феноменальном «Слове пацана». Человек, который не снимает откровенную халтуру. Он не из тех, кто идет по пути наименьшего сопротивления. Его участие в проекте моментально меняет восприятие. Возникает азарт: а что, если получится? Если это не абсурдное копирование, а дерзкая, хулиганская игра с классическим сюжетом, перенос вечных тем в новые, знакомые нам реалии?

Новые времена – новые слёзы: Москва 2003-го

Игра начинается сразу же, с переноса действия. Знаменитая история трех провинциалок, покоряющих столицу, больше не происходит в застойные 70-е. Первая часть сериала погружает нас в 2003 год. Эпоха стремительного взлета первых телевизионных проектов, дешевых гамбургеров, пленочных «мыльниц» и наивной, но такой искренней веры в то, что город может быть сказкой.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Героиню теперь зовут Ксения. И ее старт в Москве куда более трагичен, чем у знакомой всем Катерины. Она приезжает не одна, а с пятилетним сыном, и на ее теле – ножевой шрам, "подарок" бывшего мужа из Саратова. Провалив вступительные экзамены, она плачет в институтской учебной части, пытаясь позвонить домой. И тут на нее обрушивается классическое «понаехали тут» в лице злой тетки. Та вышвыривает девушку за дверь. Этот момент – идеальный срез эпохи и отношения к приезжим. Грубо, жестоко, до боли узнаваемо.

Но именно здесь появляется ее ангел-хранитель и будущая подруга – Маша. Студентка, которую вот-вот отчислят, она, не долго думая, плюет на всё, встает горой за незнакомую девушку и, бросив институт, заявляет: «Пошли на фабрику!». На растерянную реплику Ксюши о том, что и дома можно на фабрику устроиться, следует оглушительный ответ: «Ты что, дура? На «Фабрику звезд»!». Вот он, дух времени, пойманный за хвост. Мечта не просто о работе, а о мгновенной, телевизионной славе.

Дальше – больше. Очередь на кастинг, проникновение в обход, полное отсутствие плана. Характер Маши выписан сразу и ярко – она живет нахрапом, на удачу, по принципу «будь что будет». Не сложилось со звездной карьерой? Не беда! Девушки идут в «Макдоналдс», который для поколения нулевых был синонимом небольшого, но праздника. И тут – новое испытание. Пока какой-то прохожий фотографирует восхищенную Ксюшу на фоне Рональда Макдональда, он же ловко вытаскивает у нее кошелек. Мелочь, а битва за выживание в миллионнике состоит именно из таких мелочей. Жестокая ирония: символ доступной сытости и праздника на Западе становится местом, где у героини отнимают последнее.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И тут появляется третья вершина треугольника – добрая сотрудница фастфуда Оля, которая пытается незаметно подсунуть голодным девчонкам гамбургеры. Ее тут же ловит на этом начальница и с позором выгоняет. Три судьбы, три характера, сплетенные в один узел московской невзгодой. Дальше – поиск угла, нищета, работа уборщицей. Но сквозь все это пробивается удивительный оптимизм. Ксюша, глядя на убогие спальные районы, с искренним чувством выдыхает: «Как тут красиво!». Она поет в метро, и ее песня – не пафосный гимн, а скорее заклинание, попытка убедить себя, что «город-сказка, город-мечта» действительно существует.

Крыжовников, ровесник своих героинь, щедро, с любовью и ностальгией рассыпает по кадру приметы времени. Рекламные плакаты в метро, те самые гамбургеры за 17 рублей, всеобщая одержимость «Фабрикой звезд» и группой «Стрелки».

Из нулевых в двадцатые: цена успеха

Пятая серия совершает резкий прыжок в наше время. Тот самый, знакомый по классическому фильму, звонок будильника, но уже от iPhone, будит не в общежитии, а в роскошной двухэтажной квартире. Ксения – успешная владелица модного бренда одежды. У нее двое детей: взрослый сын, живущий отдельно, и двадцатилетняя дочь. И так же, как и у ее предшественницы, нет мужа. Есть любовник – богатый, влиятельный и… женатый. И его визит заканчивается не просто неудачно, а сокрушительно. Если у Меньшова появление жены Рудольфа было драматичным, то здесь все обставлено с унизительной прямотой – у «старой карги» есть свой ключ, и она появляется в самый неподходящий момент. Успех оказался неполным, личное счастье – снова недостижимой иллюзией.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Судьбы подруг тоже сложились по-разному, но ни одну из них нельзя назвать безоблачной. Маша, красотка и авантюристка, смогла подцепить богатого иностранца, но он бросает ее по телефону, холодно сообщив, что нашел кого-то получше. И это происходит в момент, когда Маша приехала в Москву хоронить мать. Ирония судьбы – жестокая и беспощадная.

Тихая Оля, которая в 2003-м была скромной студенткой меда, теперь живет с пожилым хирургом, в которого была влюблена с юности. Казалось бы, мечта сбылась? Но нет. Реальность – это жизнь в скромной квартирке с толпой его взрослых детей от первого брака, вечными компромиссами и ощущением, что ты не хозяйка своей жизни, а всего лишь приложение к чужой, давно сложившейся истории.

Игра в мюзикл и хулиганский посыл

Главное, с чем нужно идти к этому сериалу – это полное отсутствие трепета перед оригиналом. Крыжовников не собирался делать так же, делать «как у Меньшова, только современнее». Его задача – сыграть. Создать на основе узнаваемого каркаса абсолютно новое, самостоятельное произведение. И ключевым инструментом в этой игре становится формат мюзикла. Крыжовников, как известно, давний фанат жанра, и здесь он дает себе волю.

Музыкальные номера поставлены с размахом. Толпы танцующих людей на Пушкинской площади, энергичные композиции. Но стоит признать: это не главная сила проекта. Номера хороши технически, но они скорее являются фоном, декорацией, данью выбранному жанру.

Актёрский состав
Актёрский состав

Отдельный разговор – каст. Подбор актеров вызывает восхищение. Анастасия Талызина (в роли юной Оли) продолжает доказывать, что она – одна из самых сильных и растущих на глазах актрис своего поколения. Тина Стойилкович, играющая молодую Ксюшу, не просто убедительна – ее сходство со «взрослой» версией героини в исполнении Марины Александровой порой пугающе. Мария Камова (Маш Милаш) идеально вживается в роль взбалмошной, импульсивной Маши.

А вокруг них – настоящий звездный ансамбль: Иван Янковский, Рузиль Минекаев, Федор Бондарчук, Милош Бикович, Марина Зудина и десятки других ярких лиц. Особенно выделяется Рузиль Минекаев, известный по «Слову пацана». Его герой – взрослый сын Ксюши – совершает в пятой серии такой поступок, который заставляет зрителя буквально застыть у экрана. Это одна из тех сцен, ради которых и снимается кино – эмоциональная, мощная, выворачивающая наизнанку.

Будут ли скандалы? Конечно, будут

Понятно, что значительная часть зрителей, особенно старшего поколения, даже не дав сериалу шанса, будет возмущена. Послышатся крики о «надругательстве над святыней», «опошлении» и «испоганивании классики». Это неизбежная плата за любую подобную попытку. Но Крыжовников, кажется, был к этому готов. Во-первых, этот сериал снят не для тех, кто засматривал до дыр кассету с фильмом Меньшова. Он для нового поколения, для двадцатилетних, которые, как показывают опросы, зачастую вообще не знакомы с оригиналом. Для них это будет самостоятельная история о любви, дружбе и Москве.

А во-вторых, и это главное, игра действительно удалась. Это не рабское подражание, а смелый, хулиганский, иногда спорный, но живой и настоящий разговор с классикой на новом языке. В этом сериале есть своя душа, свой нерв и своя боль. И та самая идиотская, счастливая улыбка, которая возникает на лице во время кульминационных сцен – лучшее тому доказательство. Это не замена оригиналу, это другая история. И она имеет полное право на существование.

→ РАНЕЕ МЫ РАССКАЗЫВАЛИ...