На фоне снижения продаж китайских автомобилей в России постепенно усиливаются альтернативные каналы поставок. Несмотря на доминирование автопроизводителей из КНР, рынок становится более разнообразным за счет импорта машин из других стран, как новых, так и с пробегом. Какие автомобили пользуются спросом, рассказывает «ФедералПресс».
Что выбирают россияне
Автоэксперт и основатель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков в своем телеграм-канале отметил, что российские покупатели начали активнее интересоваться не только новыми китайскими автомобилями, но и машинами других брендов, поступающими в страну по параллельным и альтернативным схемам. По его словам, рынок стремительно перестраивается – все больше россиян ищут варианты за пределами китайского сегмента.
«Сегодня автомобили можно привезти двумя способами: заказать новую машину из-за рубежа или приобрести подержанную. В первом случае речь идет либо о покупке из наличия у дилера, либо о заказе с ожиданием, зато по более низкой цене. При этом важно внимательно проверять юридическую чистоту сделки и таможенные документы», – подчеркнул Целиков.
В топе японский автопром
С января по июль 2025 года в Россию было ввезено свыше 50 тысяч новых автомобилей, не относящихся к китайским маркам. Этот показатель оказался на 12 % ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чаще всего россияне выбирали Toyota – каждый пятый привезенный автомобиль принадлежит этой марке. За ней следуют BMW (13 % от общего числа), а также KGM – южнокорейский бренд, ранее известный как SsangYong, официально представленный в РФ с заводской гарантией.
Среди других популярных брендов: Mercedes-Benz (8 %), Kia (7,5 %), Mazda (5,2 %), Hyundai (4,8 %), Volkswagen (4,4 %), Skoda (4 %) и Lexus (3,5 %). Основными странами-поставщиками стали Китай (25 %), Киргизия (22 %), Беларусь (16 %), Южная Корея (15 %) и Казахстан (9 %).
Вторым по популярности направлением остается ввоз автомобилей с пробегом. Особенно востребованы машины возрастом от трех до пяти лет с небольшим пробегом. Как отмечает эксперт, благодаря стабильному курсу рубля такие покупки становятся все более выгодными, а расходы на оформление при этом минимальны. За семь месяцев 2025 года объем ввоза подержанных автомобилей вырос на 24 %.
На первом месте среди подержанных машин по-прежнему Toyota (20,3 %), за ней следуют Kia (11,9 %) и BMW (11,5 %). Honda (9,6 %) уверенно занимает четвертую строчку, причем большинство автомобилей этой марки поставляются из Японии и имеют правый руль. Также в десятке лидеров – Hyundai, Mercedes-Benz, Volkswagen, Audi, Mazda и Subaru. Последняя, как и Honda, представлена преимущественно праворульными моделями.
Основными направлениями ввоза подержанных авто стали Южная Корея (34 %), Япония (29 %), Китай (17 %), Грузия (11 %) и Германия (2 %).
Всего за январь–июль 2025 года объем альтернативных поставок автомобилей (новых и подержанных) достиг 190 тысяч единиц. Для сравнения: китайские бренды за тот же период реализовали около 360 тысяч новых машин, что на 29 % меньше, чем в прошлом году. В то же время рынок альтернативного импорта вырос на 7 %, что свидетельствует о переориентации потребительского спроса.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия