«В конце концов вы доходите до момента, когда всё складывается воедино и звучит как фейерверк». Звукорежиссёр Глин Джонс о том, почему он никогда не использовал клик-треки при работе с Rolling Stones, The Beatles и Led Zeppelin
Он записывал и сводил знаковые альбомы крупнейших рок-исполнителей, а клик-треки всегда оставались в тени.
=============
В статье будет использован термин, который для многих, видимо, требует разъяснения.
Click track (клик-трек) в музыке — это звуковой сигнал, который помогает музыкантам поддерживать постоянный темп во время записи, репетиций или живых выступлений. Похож на метроном, но с более широкими возможностями.
Звук: щелчки, бипы, звуки ударов или другие сигналы, повторяющиеся с заданным темпом (BPM). Например, клик-трек может быть 100 BPM, что означает щелчок каждые 0,6 секунды.
В то же время Клик-трек — это цифровой инструмент, который помогает музыкантам поддерживать постоянный ритм во время записи, репетиций или живых выступлений. По сути, это модернизированный метроном с расширенными возможностями.
Некоторые функции клик-трека:
Синхронизация. Помогает подобрать музыку к визуальным эффектам во время живого выступления или запустить бэк-вокал в нужный момент.
Упрощение редактирования. Звукорежиссёры заранее знают обо всех вариациях песни, что упрощает процесс микширования.
Помощь барабанщику. Записываясь под клик-трек, барабанщик держится заданного темпа и в итоге играет более ровно и плотно.
Музыканты слушают клик-трек через специальные наушники, называемые внутриушными мониторами, чтобы его звук не улавливался микрофонами.
Уважаемый среди музыкантов звукорежиссёр Глин Джонс, работавший с крупнейшими мировыми группами, размышляет о том, чем современные методы звукозаписи отличаются от тех, что использовались в 1960-х годах. Он утверждает, что сегодня многие отходят от того, что делает альбом по-настоящему особенным.
Джонс, в послужном списке которого работа над классическими альбомами Rolling Stones, Beatles, Led Zeppelin и многих других, стал последним гостем на одном из YouTube-каналов. Во время продолжительной часовой беседы Джонс, который впервые выступил в качестве продюсера, работая с исполнителем скиффла Лонни Донеганом в конце 1950-х, высказался против этапа процесса записи, который современные продюсеры редко упускают из виду.
В 1960-х и 1970-х годах Джонс активно сотрудничал с группой Rolling Stones, занимаясь продюсированием и сведением таких альбомов, как Their Satanic Majesties Request, Beggar's Banquet и Let It Bleed. Он также работал над ранними треками, записанными для альбомов Beatles Abbey Road и Let It Be, а также для Led Zeppelin I. Кроме того, Джонс сотрудничал с Эриком Клэптоном, Humble Pie и The Who, в том числе над их альбомом 1971 года Who's Next. На протяжении всей работы он никогда не использовал клик-треки и записывал группу с минимальным количеством наложений.
Но неизбежный вопрос ему задают о том, использовал ли он клик-треки, инженер пять раз подряд быстро произносит слово «нет».
«Это противоречит моей религии», — заявляет он. «Это совсем не то, что сейчас, где всё должно быть под контролем. Моя работа заключалась в том, чтобы запечатлеть выступление группы людей и их подсознательное взаимодействие друг с другом.
«Я категорически не согласен с кликами, особенно в рок-н-ролле, — добавляет он. — Музыка должна дышать».
Тем не менее было по крайней мере одно исключение. Когда Пит Таунсенд принёс свою песню «Baba O’Riley» для Who’s Next, группа была вынуждена подыгрывать заранее записанному органу Таунсенда с использованием настройки «Marimba Repeat», которая звучит в начале и на протяжении всего трека. К его удивлению, обычно непредсказуемый Мун смог идеально подыграть ему.
«Это был первый раз, когда я играл что-то для группы, под что можно было бы подстраиваться, что-то вроде ритма, — объясняет он. — Пит Таунсенд уже записал синтезаторную партию, в которой был ритм. Так что им нужно было подстраиваться под него, и я думал, что единственный, кто сможет это сделать, — это Кит Мун, потому что он был сумасшедшим. И он был идеален. В каждом дубле».
Джонс так же убеждён в том, что музыкантам нужно играть вместе, а не работать над наложением партий по отдельности. В 1960-х и начале 1970-х годов наложение партий обычно добавлялось к первоначальному исполнению группы, как, например, в случае с соло-гитарой Эрика Клэптона в песне The Beatles "While My Guitar Gently Weeps". Это также использовалось для улучшения концертных записей, как, например, в случае с Kiss, которые наложили большую часть инструментов и вокала на альбоме Alive! (для чего Эйс Фрейли и Пол Стэнли использовали часть оборудования Питера Фрэмптона).
Но с появлением в 1970-х годах 16- и 24-дорожечной записи многие исполнители начали записывать целые песни по одному инструменту на дорожку. Джонс говорит, что это никогда не было его стилем.
«Мой принцип всегда заключался в том, что играть должны все одновременно, — настаивает он. — Так вы получите исполнение музыкального произведения, а не какую-то стерильную, идеальную бессмыслицу. Музыка — это, ради всего святого, эмоции. А эмоции выражаются в совместной игре группы людей».
«Можно сделать шесть дублей, и все они будут разными, — говорит он. — В конце концов, вы доходите до дубля, в котором всё буквально складывается воедино, и это похоже на красочный фейерверк. Разница поразительная. И это происходит благодаря подсознательному взаимодействию людей.
«Они даже не осознают этого. Они, скорее всего, сосредоточены на своей игре. Однако на них сильно влияет то, что делают все остальные, — продолжает Джонс. — Точно так же на всех остальных влияет то, что делают они вместе. И если вы что-то накладываете, то на вас влияет то, что было до вас, то, что вам проигрывают, но вы явно не влияете на то, что было раньше».
«Звонок от Пола стал для меня полной неожиданностью. Я подумал, что это Мик Джаггер прикалывается». Легендарный звукорежиссер далее рассказывает о шокирующей просьбе Пола Маккартни поработать над тем, что стало последним альбомом Beatles.
Альбом получил название «Let It Be», но, по словам Джонса, остальные участники группы не поняли «по-настоящему интересную» идею Маккартни
Глин Джонс вошёл с этим альбомом в историю Beatles, став первым продюсером после Джорджа Мартина, работавшим над проектом с группой. Его наняли в конце 1968 года, чтобы он руководил сессиями для проекта, результатом которого стал последний альбом группы Let It Be, а также для выпуска сериала 2021 года The Beatles: Get Back.
Но, как он объясняет в этом интервью, он был удивлён, когда ему вообще позвонили. Впервые пути Джонса и «Ливерпульской четвёрки» пересеклись, когда он был новичком на сцене и работал звукоинженером на альбоме Rolling Stones 1967 года Their Satanic Majesties Request. Так совпало, что он работал за пультом вместе с любимым продюсером Джими Хендрикса Эдди Крамером.
«Джон и Пол пришли и спели на бэк-вокале на сессии Rolling Stones, так что я познакомился с ними именно тогда, — объясняет он. — Я был просто звукорежиссёром. Они едва замечали моё присутствие, а я особенно и не вылезал».
Поэтому Джонс был шокирован, когда примерно год спустя Маккартни обратился к нему с амбициозной просьбой записать «Битлз» во время репетиции их первого публичного концерта с лета 1966 года. Более того, сами репетиции должны были быть сняты для специального выпуска на телевидении, который включал бы исключительно живое выступление.
«Звонок Пола с предложением реализовать его идею стал для меня полной неожиданностью. Я подумал, что это Мик Джаггер прикалывается, — смеётся Джонс. — Я, как и весь остальной мир, был фанатом Beatles.
«Это был очень необычный проект, — продолжает он. — Идея Пола заключалась в том, чтобы дать живой концерт и исполнить новую музыку. Поэтому фильм, который стал тем самым Let It Be альбомом, был просто документальным фильмом о том, как мы готовились к этому шоу. Затем планировалось снять концертное выступление, которое и должно было выйти в качестве записанного произведения.
«Как мы все знаем, этого не произошло. Остальным участникам группы эта идея не понравилась. Она была немного надуманной, но это было бы действительно интересно».
Хотя Джонс был нанят для того, чтобы заниматься звукорежиссурой во время этих сессий, которые проходили в лондонской студии Twickenham, он стал продюсером в отсутствие Джорджа Мартина. Он продолжал работать в этой роли и после того, как сессии переместились в студию Beatles в их штаб-квартире Apple Corps на лондонской улице Сэвил-Роу.
«Джордж Мартин иногда приходил на пару часов и помогал с оборудованием, когда мы переезжали в офисную студию Beatles на Сэвил-Роу, — рассказывает Джонс. — По ходу сессий стало очевидно, что от меня требуется нечто большее, чем просто работа звукорежиссёра».
Джонс продолжал работать над записями, сделанными во время этих сессий, в последующие месяцы. Он даже продюсировал запись, сделанную в конце февраля 1969 года в студии Trident для трека Abbey Road «I Want You (She’s So Heavy)». Но к тому времени, когда группа всерьёз взялась за работу над этим альбомом тем же летом, Джонса уже не было.
«Я начал работу над сессиями в Abbey Road, а потом уехал в Америку, чтобы сделать кое-что другое, — вспоминает он. — Они очень разумно решили вернуться к Джорджу и Джеффу Эмерику, которые закончили работу над альбомом. И слава богу, что они это сделали, потому что в итоге получилось намного лучше, чем до моего отъезда. Я вам точно говорю».
==============
Глин Джонс родился в 1942 году. Он на четыре месяца старше Пола Маккартни и ему уже исполнилось 83 года. Вряд ли он продолжает работать над каким-нибудь проектом, но и то, что сделано вызывает уважение. Тем не менее, его рассказы, как свидетеля тех событий вызывают интерес.
И на этом пока все. Разрешите откланяться. Как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке