Найти в Дзене
Вдумчивый сибиряк

"Лука умер на моих руках": альпинист Зигмунд рассказал о гибели итальянца при попытке спасти Наговицину

Оглавление
Фото: РЕН-ТВ
Фото: РЕН-ТВ

Мужчины искренне хотели помочь Наталье, но условия становились всё хуже, и оставаться на вершине означало погибнуть самим.

Одним из самых трагичных эпизодов истории о попытках спасти альпинистку Наталью Наговицину, безусловно, является гибель итальянца Луки Синигальи. Вместе со своим напарником, немцем Гюнтером Зигмундом и, как оказалось, тем самым Романом Мокринским, в связке с которым Наталья шла, когда получила свою травму, Лука попытался как мог помочь женщине в трудную минуту. К сожалению, заплатить за это ему пришлось слишком дорого.

Не хотели бросать

Как рассказал Зигмунд в беседе с каналом РЕН-ТВ, на пик Победы он вместе с Лукой, Натальей и Романом начали подниматься утром. Переход из первого лагеря во второй оказался долгим, но безопасным. Непосредственно к вершине альпинисты отправились в полночь, втроём – Лука пожаловался, что обморозил пальцы и остался в лагере – в качестве него использовали собственноручно выкопанную в снегу пещеру. По пути Наталья с Романом отстали от Гюнтера и вершины он достиг в одиночку. На обратном пути погода резко испортилась, и Зигмунд поспешил вернуться к Луке, а вот Роман с Натальей в тот день так и не пришли.

Мокринский вернулся лишь к следующему утру, без снаряжения и рюкзака, зато с плохими вестями – он рассказал, что Наталья сломала лодыжку и осталась на вершине.

Фото: РЕН-ТВ
Фото: РЕН-ТВ

"И мы с Лукой утром снова отправились наверх. В этот раз Лука ничего не говорил о своих пальцах. Думаю, это связано со стрессом: в такой ситуации не чувствуешь боли или чего-то подобного", – поделился Гюнтер.

Вместе с Лукой они поднялись к Наталье, наложили шину на травмированную ногу, приспособив в качестве её часть палатки, оставили газ и еду, рассчитанные на 4-5 дней, и доложили по рации о случившемся на базу. Гюнтер подчёркивает, что бросать Наталью никто не хотел – он, Лука и Роман оставались с ней на высоте 7250 метров, пока погода окончательно не испортилась, а с базы не передали, что им следует спуститься.

Ещё раз убедившись, что внутри тента Наталья защищена от ветра, Гюнтер и Лука стали спускаться, намереваясь сначала вернуться в пещеру к Роману – спускаться дальше всё равно было невозможно из-за усилившегося ветра.

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Уже в лагере они решили немного углубить пещеру, в чём Гюнтер попросил Луку помочь, однако тот попросту не смог – рука окончательно замёрзла и перестала слушаться. В этот же момент с итальянцем что-то случилось, и он потерял над собой контроль.

"Лука начал... Он кричал на нас. Он волновался о своей руке. Он думал, что мы хотели ампутировать ее. Прошло полчаса спуска, и он погиб. Он умер на моих руках", – рассказал Зигмунд.

Тело Луки решили оставить в пещере, после чего Гюнтер и Роман в конце концов сумели спуститься с горы. Наталью же, несмотря на все попытки, спасти так и не удалось.

Единственный вариант

Вскоре после того, как стали известны подробности, в Сети многие пользователи принялись осуждать поступок мужчин, прежде всего Романа Мокринского, который шёл вместе с Натальей и был непосредственным свидетелем её травмы. Мол, вместо того чтобы помочь, он оставил женщину в смертельной опасности и ушёл искать помощи. Однако другие альпинисты уверены, что Роман сделал всё возможное, что мог в той ситуации.

Фото: РЕН-ТВ
Фото: РЕН-ТВ

Так киргизский альпинист Илим Карыпбеков на своём YouTube-канале пояснил, что Мокринский оказал пострадавшей первую помощь и дотащил до скалы "Птица", где она была укрыта от ветра. Альпинист подчеркнул, что оставаться с Натальей в сложившейся ситуации не имело смысла – единственное, как мог помочь Роман, это сообщить о ней другим, что он и сделал, догнав других участников группы, несмотря на сильную усталость.

Надежды нет?

В среду, 27 августа, к пику Победы направили дрон, который снял окрестности скалы "Птица" и не зафиксировал никаких признаков жизни. Это подтвердили эксперты, изучавшие запись, а также отсмотревшие её спасатели.

"В горах погода меняется ежечасно, если даже не ежеминутно. В этом и есть одна из основных трудностей. Когда вы выходите на восхождение, погода хорошая. А когда вы подходите к вершине через 4-6 дней, погода уже изменилась, и вы попали в снежную бурю", - сказал в беседе с "АиФ" спасатель и преподаватель Центральной школы инструкторов альпинизма Денис Киселев.

Фото: ГКНБ Республики Кыргызстан
Фото: ГКНБ Республики Кыргызстан

При этом он не стал категорично заявлять о смерти Натальи, отметив при этом, что продержаться в условиях высоты более 7 тысяч метров больше недели уже само по себе было бы чудом. А также добавил, что даже если Наговицина жива, спасти её всё равно нереально – сезон восхождения на пик Победы закончился и с каждым днём там будет становиться холоднее, а ветра суровее.

"Реальность, суровая бытность, практика, опыт в альпинизме говорит - скорее всего, ловить нечего. Там уже давно остывшее тело", - подытожил он.

Кроме того, решение о невозможности спасти Наговицину коллегиально приняла и международная группа из 20 профессиональных альпинистов, которую собрала фирма "Ак-Сай трэвел". В соцсетях компании уточняется, что эксперты учитывали все факторы риска и всё более усложняющиеся метеоусловия. В заявлении подчёркивается, что дальнейшие попытки спасти Наталью могут лишь привести к новым жертвам.

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Документ подписали многократный чемпион России и рекордсмен Книги рекордов Гиннесса Александр Семенов, заслуженный мастер спорта Юрий Кошеленко, обладатели звания "Снежный барс" Баир Батуев, Евгений Токарев, Владимир Ключников, Святослав Корнев, Артем Черемных, Денис Алексенко, Александр Яковенко, Павел Воробьев, Герман Маневский, Илья Чвалаев, Наталья Белянкина, Дмитрий Ермаков, Роман Шилин, а также спасатели Андрей Новиков, Сергей Красовский и Андрей Алипов и дважды восходивший на пик Победы Артем Ценцевицкий.

Как уточняется, некоторые из упомянутых входили в группу, пытавшуюся спасти Наталью Наговицину.