Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий в начале 20-го века создал подробный план подземной Москвы на основе изучения архивов. В 1912 году в Обществе бывших слушателей Археологического института Стеллецкий прочитал доклад «План подземной Москвы». Согласно этому плану, подземные сооружения под зданиями XVI-XVII веков, находящимися в пределах Садового кольца, связаны между собой и с Кремлём сетью подземных лабиринтов. Игнатий Яковлевич считал, что русские зодчие создавали подземный город под руководством итальянских архитекторов, приглашенных царем Иваном III для строительства каменного Кремля и Китай-города. Это - Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Старый, Алевиз Новый, Петрок Малый. Стеллецкий утверждал, что подземный и наземный Кремль был построен по плану архитектора Аристотеля Фиораванти. Зная из летописных источников, что в древние времена посредине Боровицкого холма проходил глубокий овраг, Стеллецкий предполагал, что на дне оврага находились выходы из пещер времен неолита, а итальянский мастер системой подземных ходов связал пещеры между собой.
Аристотель Фиораванти родился в итальянском городе Болонья в 1415 году в семье потомственных архитекторов. Он участвовал в строительстве крепости герцогов Сфорца в Милане. Свой опыт архитектор использовал при строительстве Московского Кремля, когда в 1475 году в возрасте 60 лет приехал в Москву по приглашению Ивана III. В России Аристотель Фиораванти также построил Успенский собор в Кремле. Царь высоко оценил способности итальянца и назначил его начальником артиллерии. Фиораванти, как военный инженер, принимал участие в походах Ивана III в Новгород, Казань и Тверь. Некоторые историки считают, что именно Аристотель выполнил секретное поручение царицы Софьи Палеолог и под его руководством было построено подземное каменное хранилище для ее греческой библиотеки.
Возвращаясь к раскопкам в Арсенальной башне Московского Кремля 1934 года, комиссия по их результатам, заслушав мнения, постановила: расчистить цистерну, возведенную в 15 веке над минеральным родником под руководством итальянского мастера Солари, до её исторического дна; устроить водоотвод в виде дренажной канавы в общую сеть московской канализации; реставрировать цистерну, пол и подмытые стены башни; восстановить кирпичную лестницу к цистерне в её первоначальном виде; продолжить расчистку от песка открытого археологами хода. Стеллецкий писал в дневнике: «Непременно нужно все размуровывать. А если там таинственные ступени или еще какая чертовщина? Ведь дело имею со средневековьем, в котором тайн было хоть отбавляй! Кто гарантирует, что не закрыл все эти отверстия 70 лет спустя сам Грозный, чтобы скрыть доступ в подземелья Кремля, в которых замурована библиотека?»
«Путешествие по подземной Москве - скачка с препятствиями, притом весьма существенными, устранение которых потребует усилий, времени и средств. Но всё это ничто по сравнению с возможным результатом: очищенная, реставрированная и освещённая дуговыми фонарями подземная Москва явила бы из себя подземный музей научного и любого интереса», - считал Стеллецкий.
Но в ход раскопок вмешалась политика. В декабре 1934 года был убит руководитель ленинградской партийной организации, член Политбюро Сергей Миронович Киров. Начались репрессии. Раскопки в подземельях Московского Кремля были приостановлены. Подземный ход, найденный и расчищенный под руководством Стеллецкого, привели в порядок, колодец, обнаруженный в Угловой Арсенальной башне Кремля, забетонировали.
Игнатий Яковлевич Стеллецкий не отчаивался. Он писал в дневнике: «Пусть я не нашёл! Не дали найти! Зато я указал верную дорогу. Я ли, другой ли - не всё ли равно, лишь бы нашли!»
Ставьте лайки, если статья понравилась.
Ваши комментарии важны для канала.