Найти в Дзене
Т-34

Секрет победы “С-13”: подвиг тех, кто остался в тени

Всем привет, друзья!

Для ветеранов-подводников Балтийского флота стало доброй традицией ежегодно встречаться в Калининграде у памятника Герою Советского Союза капитану 3-го ранга Александру Маринеско. Здесь они вспоминают боевые подвиги советского подплава в годы Великой Отечественной войны, а также легендарную подводную лодку «С-13», которой командовал прославленный моряк. Имя Маринеско и сегодня вызывает споры: одни превозносят его как символ воинской доблести, другие подвергают сомнению некоторые страницы его биографии. Однако сам факт «атаки века» в январе 1945 года навсегда вошёл в историю военно-морского флота. И хотя об этом эпизоде известно, казалось бы, всё, время от времени всплывают новые детали тех драматических событий.

«С-13» по праву считается одной из самых знаменитых подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота. На её счету около пятнадцати процентов всего тоннажа, потопленного советскими подводниками в годы войны на Балтике. По этому показателю «тринадцатая эска» заняла первое место среди всех советских субмарин, участвовавших в боевых действиях на море.

О подвигах экипажа и командира лодки в январе 1945 года, об уничтожении лайнера «Вильгельм Густлов» и крупного транспорта «Генерал фон Штойбен» написаны десятки книг и статей. Но куда реже упоминают о тех, кто обеспечивал работу механизмов и от кого напрямую зависел успех атаки, – о бойцах боевой части № 5. Их возглавлял инженер-лейтенант Яков Коваленко, выпускник дизельного факультета ВВМИУ имени Дзержинского. Именно благодаря слаженным действиям подчинённых Коваленко лодка смогла догнать цель и выйти в атаку в тяжелейших условиях.

-2

К тому моменту «С-13» уже двадцать суток вела поиск вражеских судов в акватории Данцигской бухты. Шторм осложнял жизнь как на мостике, так и в отсеках. Подводники БЧ-5 поддерживали ход лодки, заряжали аккумуляторы, следили за запасами воздуха. Сам Коваленко почти не покидал центральный пост, контролируя работу механизмов. Вечером 30 января акустик сообщил командиру: «Слышу шумы винтов!» Подводная лодка, находившаяся в надводном положении, устремилась к сближению. Она шла полным ходом, держа курс между береговой линией и вражескими кораблями, на расстоянии всего двух–двух с половиной кабельтовых, стараясь выйти как можно ближе к главной цели – лайнеру, двигавшемуся примерно с пятнадцатью узлами.

По сигналу «механика на мостик» Коваленко стремительно поднялся из центрального поста наверх. Командир лодки, капитан 3-го ранга Александр Маринеско, коротко приказал:

— Нужно выжать из двигателей всё, на что они способны, иначе атака сорвётся. Это наш последний шанс!
-3

Инженер-механик мгновенно вернулся вниз и бросился в дизельное отделение к мотористам. Его голос перекрывал грохот:

— Командир приказал прибавить ход! Двигатели — в перегрузочный режим! Следить за агрегатами, за температурой, за давлением масла и воды. Мы должны настичь цель. На нас сейчас всё держится!

В дизельном отсеке стоял настоящий ад. Форсированные машины ревели так, что заглушали собственные мысли. Топливо не успевало полностью сгорать в цилиндрах, едкий дым клубами заполнял тесное пространство, обжигая глаза и горло. Воздух был густым, тяжёлым, трудно дышать. Жар поднимался до шестидесяти градусов. Лица и тела мотористов блестели от пота, одежда липла к коже. Измождённые люди падали в обморок, и их сразу же сменяли подвахтенные товарищи. В любой момент двигатели могли разлететься — вырваться шатуном наружу, и тогда лодка лишилась бы хода, став беззащитной перед морской стихией и врагом.

Воздуходувки работали с надрывом, ветер ходил по отсеку, дизели жадно «всасывали» кислород, пахло горелым маслом. Но ни на секунду нельзя было снижать заданный темп — всё зависело от выдержки людей и прочности металла.

-4

Главные машины, за которыми мотористы обычно ухаживали с особой заботой, теперь трудились за пределами возможностей. Предохранительные клапаны «стреляли», сбрасывая лишнее давление. Чтобы смягчить удары, под пружины подкладывали отвёртки, а затем в ход пошли куски проволоки, электроды, даже железные прутья. По правилам такое перенапряжение допускалось лишь на короткое время, но теперь на кону стояла судьба экипажа, самой лодки и её командира.

Погоня продолжалась около двух часов. Люди из боевой части № 5 выдержали страшное испытание, и дизели, несмотря на чудовищный режим, не подвели.

Для того чтобы повысить скрытность и быть готовыми к немедленному погружению после атаки, лодка была переведена в позиционное положение. Двигаться в таком режиме при сильном волнении да ещё и на большой скорости было крайне опасно. Стоило корпусу получить дифферент на нос, и субмарина, словно ныряльщик, могла внезапно уйти в глубину: палуба при этом превращалась бы в огромный руль, переложенный на погружение. В подобной ситуации опасность грозила не только тем, кто находился на мостике, но и всему экипажу, ведь рубочный люк оставался открытым.

-5

Инженер-механик в эти минуты действовал максимально собранно. Чтобы предотвратить непредсказуемый манёвр лодки, он приказал дать «пузырь» в первый цистерн главного балласта и держать носовые горизонтальные рули на угле в десять градусов к всплытию. После резкого крена вправо «С-13» вышла на боевой курс и произвела залп из трёх торпед. Снаряды достигли цели: огромный лайнер, получив тяжёлые пробоины, начал оседать в воду, накренившись на левый борт. Радости подводников не было предела.

Но торжество длилось недолго — впереди стояла не менее важная задача: уйти от кораблей противника, которые могли начать преследование. Коваленко, не отрывая взгляда от приборов, подавал точные команды трюмным, следившим за дифферентовочной системой, и боцману, управлявшему рулями глубины. Главная цель — удержать лодку на заданной отметке и не допустить опасного дифферента. Задача была выполнена безупречно.

Маринеско, искусно маневрируя, сумел обмануть охранение и вывести лодку из-под ударов. «С-13» ушла от преследователей. Экипаж праздновал успех, не подозревая ещё, что эта атака навсегда войдёт в учебники и станет символом героизма подводников в годы Великой Отечественной войны.

-6

По возвращении из похода инженер-механик «С-13» Яков Коваленко был награждён орденом Красного Знамени. Высоких правительственных наград удостоились и его товарищи по боевой части.

Статья подготовлена на основе материала капитана 1-го ранга в отставке Сергея Гурова, опубликованного в „Красной звезде“

★ ★ ★

ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

~~~

Ваше внимание — уже большая поддержка. Но если захотите помочь чуть больше — нажмите «Поддержать» в канале или под статьёй. От души спасибо каждому!