Найти в Дзене

Как новый налог на роскошь ударит по владельцам японских иномарок? Спойлер: БОЛЬНО

Оглавление

Готовимся к удару ниже пояса. Речь идет о так называемом «налоге на роскошь», который с 2025 года претерпел серьезные изменения. И если про автомобили все хоть что-то слышали, то владельцы мотоциклов часто остаются в счастливом неведении. Пока не приходит письмо счастья от ФНС.

Сегодня будем разбираться, кого и насколько больно зацепит этот налог. Все цифры и выводы — на основе актуальных данных на сентябрь 2025 года и экспертных оценок. Говорить будем честно, без прикрас.

Ко мне часто обращаются с вопросом: «А мой мотоцикл попадает под налог на роскошь?». Отвечаю: если у вас японец старше 3-5 лет, и он не самый простой вариант — с вероятностью 99% ДА. Этот налог — не про новенькие «Харлеи» или «Дукати», купленные за 3 млн+. Он бьет именно по среднему классу, по тем, кто купил надежного, качественного японского железного коня за разумные деньги. Сейчас объясню, почему это несправедливо и как посчитать свои убытки.

1. Суть налога (Коротко и без воды)

«Налог на роскошь» — это повышенная ставка транспортного налога. Применяется к транспортным средствам, средняя стоимость которых превышает 10 миллионов рублей. Ключевое слово — средняя стоимость. Она определяется не по рыночной цене, а по специальному перечню Минпромторга, который обновляется ежегодно.

Вот где собака зарыта. В этот перечень включают модели, которые когда-то стоили дорого, даже если сейчас их рыночная цена в разы ниже.

2. Почему японские мотоциклы — главная мишень?

Потому что они — иконы. Легендарные модели, которые десятилетиями сохраняют высокий статус и, по мнению чиновников, «дорого стоят».

  • Пример №1: Honda CB400 Super Four (VTEC).
    Реальная рыночная цена (2025 г.):
    250-400 тысяч рублей (зависит от года и состояния).
    Стоимость по перечню Минпромторга: ~1.2 — 1.5 млн рублей (так как в начале 2000-х он и стоил таких денег).
    Итог: Мотоцикл, который можно купить за 300 тысяч, государство считает активом стоимостью под 1.5 миллиона. И это для одного года выпуска. А их в перечне несколько.
  • Пример №2: Yamaha YZF-R1 / R6.
    Реальная рыночная цена:
    400-700 тыс. руб.
    Стоимость по перечню: От 1.1 до 1.8 млн руб. за разные поколения.
  • Пример №3: Suzuki GSX-R750/600.
    Та же история. Даже старые «Судзуки» в перечне значатся как очень дорогие аппараты.

Вывод: Ваш мотоцикл давно подешевел, а государство продолжает считать его предметом роскоши. Абсурд? Именно так.

3. Как именно считают налог? (Готовьте калькулятор)

Формула простая, как кувалда:

Налог = (Базовая ставка вашего региона) × (Повышающий коэффициент)

  • Базовая ставка: Для мотоциклов с мощностью от 100 л.с. в Москве, например, это 45 руб./л.с.
  • Повышающий коэффициент: Зависит от «средней стоимости» и возраста.
    От 10 до 15 млн руб. — коэффициент
    2
    От 15 до 20 млн руб. — коэффициент 3
    И так далее...

Считаем на реальном примере:
Допустим, у вас
Honda CB400SF (53 л.с.) 2007 года выпуска. По перечню Минпромторга его стоимость признана равной 1.2 млн руб. Возраст — 18 лет.

  1. Смотрим: 1.2 млн — это больше 10 млн? Нет. Значит, коэффициент не применяется?
  2. СТОП! Здесь главный подвох. Возраст не имеет значения! Если модель есть в перечне, она ВСЕГДА считается дорогой, даже если ей 20 лет.

Но на самом деле, для мотоциклов дешевле 10 млн по перечню коэффициент формально не применяется. Однако именно японские спортбайки (R1, CBR1000RR) легко перескакивают планку в 10 млн по перечню и попадают под удар.

Более реальный пример: Yamaha YZF-R1 2015 г.в. (180 л.с.)

  • По перечню его стоимость — 12 млн руб. (условно).
  • Повышающий коэффициент для стоимости от 10 до 15 млн руб. = 2
  • Ставка налога в Москве для мотоциклов >100 л.с. = 45 руб./л.с.
  • Итого налог: 45 руб. × 180 л.с. × 2 = 16 200 рублей.

А теперь главный вопрос: сколько сейчас стоит этот R1 2015 года на вторичном рынке? 600-800 тысяч рублей. И вы платите с него налог как с условного нового BMW S 1000 RR.

4. Что делать? (Способы минимизации урона)

Полностью избежать налога не выйдет, если ваша модель в перечне. Но можно попробовать снизить убытки.

  1. Проверяем актуальный перечень Минпромторга. Ищем свою модель и год выпуска. Это можно сделать на сайте ФНС или на портале «Госуслуги» в калькуляторе транспортного налога.
  2. Оспаривание кадастровой стоимости. Это сложная и часто бесполезная процедура. Нужно заказать отчет у независимого оценщика о реальной рыночной стоимости мотоцикла и с ним обращаться в ФНС. Шансы есть, но бюрократии — море.
  3. Продажа. Самый радикальный метод. Если налог съедает все удовольствие от владения, возможно, стоит пересесть на что-то, чего нет в перечне. Например, на некоторые европейские или американские модели, которые чиновники пока обошли вниманием, или на новые бюджетные мотоциклы.

Резюме от СБАС:

Налог на роскошь для мотоциклистов — это тупой и несправедливый инструмент, который бьет не по настоящим богачам на новейшей технике, а по простым ребятам, которые ценят качество, надежность и историю японского мотопрома.

Что ждет владельцев японцев:

  • Владельцы CB400, Bandit 400, R6: Пока можете выдохнуть, но будьте настороже — перечень обновляют.
  • Владельцы R1, GSX-R1000, CBR1000RR: Готовьтесь платить. И платить много.

Государство видит не рыночную стоимость вашего железного коня, а лишь строчку в устаревшем отчете. Это данность, с которой придется смириться или действовать.

Оставайтесь на связи. В следующем материале будем жечь — разберем, почему каршеринговые мотоциклы это зло и скрытая угроза на дорогах.

Ваш СБАС. Любите железных коней, но не забывайте про кошелек.