Найти в Дзене
av.by

Дилеры бегут, гендиректор «БЕЛДЖИ» — тоже! Поговорили с председателем БАА про первый забег AutoRun-2025

Оглавление

Меньше месяца осталось до забега AutoRun, который пройдёт 21 сентября в честь 25-летия Белорусской автомобильной ассоциации — причём, что интереснее всего, на территории завода «БЕЛДЖИ» в Борисове. Событие неординарное. Журналисты av.by провели интервью с Сергеем Вариводой, председателем БАА, про идею ивента, увлечение бегом, мировой опыт подобных мероприятий и связь с автобизнесом. Рассказываем обо всём по порядку.

Про идею забега, участие гендиректора «БЕЛДЖИ» и дилерских команд

— В этом году БАА празднует 25-летие. Почему в честь юбилея организации выбрали именно формат забега? В чём его главная идея?

— Для нашей компании и для меня лично идея проводить спортивно-массовые мероприятия не нова. Ранее мы организовывали достаточно популярный пеший 24-часовой ультрамарафон (длительностью несколько суток), а в прошлом году — забег Haval Great Stone Run в индустриальном парке «Великий камень». События интересны как для зрителей, так и участников. Поэтому, когда обсуждался вопрос, как ассоциации отмечать 25-летие, то решили не останавливаться на банальном застолье в ресторане с песнями и танцами. Хотелось чего-то нового: или провести футбольный чемпионат, или посадить деревья. Однако, как это зачастую бывает, идея требует конкретного вдохновителя.

-2

В Беларуси прошёл HAVAL Great Stone Run. Посмотрите, как ярко это было!

— Решили провести мероприятие в формате забега, причём интересном по нескольким пунктам. Прежде всего, за 25 лет существования БАА ничего подобного не организовывалось. Уникальность события для бегового сообщества в том, что ещё никто не проводил забеги на территории промышленного предприятия Беларуси — по крайней мере такого масштаба.

А с точки зрения спорта предстоящий старт входит в календарный план забегов, и информация о нём размещена на беговых интернет-ресурсах, ориентированных и на зарубежную аудиторию. Мы ожидаем гостей из 4—5 стран, помимо нашей, а результаты забега и эстафеты на 10 км будут учитываться в рейтинге любителей бега.

Нужно понимать, что подобные любительские мероприятия интересны, если выходят за пределы чисто спортивных стандартов, включают элементы развлечений и даже шоу, так как являются частью достаточно конкурентного рынка забегов. Если ты не предложишь интересный формат, участник предпочтёт забег другого организатора. Такие мероприятия в условиях Беларуси не слишком рентабельные, потому немаловажно, что по части финансов плечо подставят дилеры. За счёт этого удалось снизить вступительные взносы и сделать мероприятие более интересным.

-3

Среди участников встречаются не только рядовые любители бега и новички, но и работники белорусских дилеров. Сколько ожидается корпоративных команд и представителей организаций?

— Это любительский забег, а не профессиональное соревнование. Тем не менее среди участников будут титулованные спортсмены. К примеру, Инна Новик, чемпионка Беларуси в беге на 3 000 м. Есть те, кто раньше профессионально этим занимался, а теперь участвует в любительских забегах: в частности, легендарная личность — Михаил Кожан, которому уже 77 лет. И я уверяю, вы его не догоните на дистанции 10 км. Будут и очень сильные бегуны, за плечами которых десятки марафонов и ультрамарафонов.

Будут представлены дистанции для младшей и старшей детских возрастных групп, а также семейная эстафета. Мы предоставим возможность качественного досуга разной аудитории. Если смотреть на соотношение, то около 70% участников — люди, которые на регулярной основе подключаются к подобным спортивным мероприятиям. Самая популярная дистанция — 10 км.

-4

— Что касается дилеров, то в рамках общего забега мы добавили первенство Dealer Cup, в котором могут участвовать четвёрки от организаций (три мужчины и одна женщина). На данный момент есть полноценных 6—7 команд от разных автоцентров. У отдельных дилеров есть единичные сотрудники, способные пробежать «десятку», потому квартетов не так много.

Тем не менее думаю, не будет ни одного бренда, сотрудники которого вообще не поучаствуют. По моим прогнозам, доля таких бегунов составит пятую часть — около 20%.

-5

— На ваш взгляд, почему представители автомобильных дилеров участвуют в забеге?

— Вопрос, зачем это дилерам, в БАА тоже в своё время стал ребром. Большинство проголосовало, чтобы это мероприятие было проведено под эгидой ассоциации, а также при её финансовом участии. Хотя мнения озвучивались разные.

Считайте это тимбилдингом и отраслевым корпоративным мероприятием. Ежедневно мы конкурируем друг с другом: кто больше продал, у кого выше прибыль… А здесь есть шанс состязаться между собой по другому принципу: у сотрудников какой компании выше приоритеты здорового образа жизни. Ведь на беговой дорожке, как и в любом спорте, присутствует честная конкуренция. А в бизнесе в целом и автомобильном в частности — не всегда.

Любой лидер — и я не исключение — любит побеждать. Тем не менее проигрывать в честной борьбе — тоже не стыдно. Думаю, состязательность дилерских команд будет очень высокая и напряжённая, ведь для крупных лидеров рынка это и вопрос репутации. Посудите сами: чем больше организация, тем больше там должно быть бегунов-любителей и вообще сторонников ЗОЖ. А вот донести здоровые ценности до своих сотрудников — это уже задача руководителя.

-6

— В числе участников забега можно увидеть директора СЗАО «БЕЛДЖИ», которому (на минуточку) 67 лет. Долго уговаривали Геннадия Брониславовича или он сразу согласился?

— Геннадий Брониславович — мудрый руководитель, и он прекрасно понимает, что лучший способ добиться какого-то результата и заинтересованности от подчинённых — показать личный пример. Мы поговорили о разных дистанциях, об особенностях каждой из них. Геннадий Брониславович выбрал «Семейную эстафету». Верный выбор. Знаю по себе, насколько эмоционально выступать в одной команде со своими детьми. Я уже не говорю о внуках!

-7

— Будет ли общая команда сети дилеров BELGEE и Geely?

— Отдельно будет четвёрка участников от СЗАО «БЕЛДЖИ», а также отдельно квартеты дилерских центров брендов, в основном столичных, которые являются членами БАА. Каждый формирует свою обособленную команду.

«Думал, бег — это не моё. Первую дистанцию пробежал в 53 года»

— Сергей Михайлович, наши читатели знают вас как председателя БАА. Однако вы не только бизнесмен, но и бегун со стажем. Когда и как у вас появилось это хобби?

— Цель нашего интервью не мой самопиар, потому не хотелось бы сильно геройствовать. Ну а активные увлечения и виды отдыха у меня были всегда: сперва водные сплавы, затем — 20 лет в альпинизме. В какой-то момент состояние здоровья и возраст взяли своё, а, штурмуя снежные вершины в горах, нужно иметь стальное здоровье, чёткость движений и зоркое зрение. Это не офис — очки для чтения на окуляры для зрения вдаль на гребне, стене или ледопаде менять не станешь каждые пять минут. В итоге для самореализации и поддержания себя в тонусе начал подбирать альтернативные увлечения.

-8

— Сейчас вам 61, а к бегу вы присоединились восемь лет назад. Далеко не каждый из ваших сверстников готов к физически трудным увлечениям. С какими сложностями столкнулись?

— В 2017-м попробовал впервые пробежать дистанцию пять километров, хотя на тот момент эта и другие попытки войти в беговое движение вызывали отторжение. Сам себе говорил то же, что и многие, вне зависимости от возраста: «Бег — это не моё». А ведь в основе отговорок лежали неприятные ощущения от усилий, которые я испытывал во время пробежек. Тренировался и думал, когда это наконец закончится.

К сожалению, это типичная ошибка начинающих бегунов, которые пробуют заниматься без тренера, опытного бегуна рядом, не вдаваясь в теорию. Как только я понял биохимию процессов, скорректировал темп и пульс, бег стал приносить удовольствие. Сегодня могу бегать часами, вопрос уже не о длительности бега, а о его темпе, интенсивности.

-9

— К сожалению, повседневная деловая жизнь приносит немало отрицательных эмоций, зато спорт и бег в частности позволяют выпустить пар, дают позитив. Плюс я человек, который по жизни стремится к какой-то цели: создать бизнес, вывести на рынок бренд, достичь горной вершины. Причём каждая из них не абстрактная, а достаточно конкретная. Проще говоря, не процесс, а именно результат.

Потому бег даёт мне возможность себя проявлять в честной борьбе. А желание состязаться мотивирует тренироваться. Не будешь напряжённо тренироваться — не выиграешь. Не будь беговых соревнований, возможно, моё отношение к регулярным занятиям бегом оказалось бы иным.

-10

— А реакция организма?

— К любого рода физическим нагрузкам я отношусь ответственно. Поднявшись с дивана, не отправился бежать сразу марафон. Нет, сперва устроил полный чекап организма. К кому из докторов не приходил, слышал одно: ничего нельзя, ложитесь обратно на диван, загляните в паспорт и попейте таблеток. Меня такой вариант не устроил, хотя можно было отреагировать как на разрешение ничего не делать и дать себе слабину.

На деле ситуация обстоит чуть иначе… У вас болят колени? Идите в спортзал. Как правило, они болят не из-за проблем с суставами, а по причине слабых и неразвитых мышц. Поэтому, кстати, для бегунов особенно важна силовая тренировка. Только на здоровом сердце и развитой «дыхалке» марафон не сделаешь.

-11

— В общем, с неблагоприятным диагнозом и попыткой на это списать собственную леность я как-то справился и стал потихоньку бегать. Бегаю и по сей день, включая марафонские дистанции. Кстати, всё с тем же тазобедренным суставом, который врачи вообще «приговорили», рекомендуя заменить. Видимо, стоило подкачать мышцы, чтобы чувствовать себя достаточно комфортно на беговой дорожке. Плюс дисциплинированное питание — сохраняю свой вес в районе 68—70 кг. Нет проблем с давлением, сахаром, холестерином… При этом веду такой же активный образ жизни и получаю такое же качество жизни, как у людей вдвое моложе. Да и сама по себе физическая активность — хороший способ борьбы со стрессом.

Я допускаю себе возможность более гибкого графика тренировок, чем этого требует беговой план. Это профессиональные атлеты могут позволить себе в основном бегать, есть и спать. Жизнь обычного человека, тем более предпринимателя, вносит свои коррективы. К примеру, сейчас готовлюсь к Чикагскому марафону в октябре, и понимаю, что в своей возрастной группе не выиграю и даже не войду в сотню лучших. Поэтому можно чуть ослабить тренировочный график. Главная цель — добежать с приличным для себя результатом и подготовить себя к комфортному бегу. Плюс-минус 10 минут ничего не значат.

-12

— В чём лично вы видите взаимосвязь марафонов и автобизнеса? Ведь идея проводить массовые забеги под эгидой какого-то одного автобренда не новая. Уже много лет проводится тот же BMW Berlin-Marathon, который входит в шестёрку лучших марафонов мира.

— Идея действительно не нова. Можно пошутить, что автодилеры не только продают мобильность, но и занимаются её популяризацией, даже если ты не на колёсах, а на своих двоих. Будь таким же выносливым и быстрым, как твой новенький автомобиль. При этом мы понимаем, что не только активные люди садятся за руль.

Пятая часть именитых забегов, марафонов проходит при поддержке автобрендов. Почему так? Хороший пиар марке, автопроизводителю. Сегодняшний марафон — это не только спортивное мероприятие, но скорее уже комплексный туристический продукт, фестиваль, к которому присоединяются не только бегуны, но и зрители, болельщики. На Берлинский марафон на всех дистанциях собирается более 80 тысяч человек, которые, оглядываясь по сторонам, видят логотипы BMW на рекламных растяжках и машинах сопровождения.

Для марки это популяризация в рамках маркетинга, а также показатель того, что компания поддерживает здоровые ценности, формирует позитивную репутацию.

-13

— Спрос на участие в таких мероприятиях невероятный. На марафоны из серии «мейджор» обычные любители могут попасть только через лотерею, счастливый случай. При этом только в первый день регистрации на Лондонский марафон 2025 года было подано 840 318 заявок. А всех участников, включая профессионалов, которые отбираются вне лотереи, всего лишь около 53 тысяч.

— В масштабах Беларуси таких мероприятий может стать больше?

— Теоретически, да. Практически — в наших условиях либо забег проводится на крайне примитивном уровне, либо не менее 30% бюджета необходимо обеспечить взносами спонсоров. Пусть тех же автодилеров.

Пускай забеги и марафоны пока что — косвенный пиар для автомобильных марок. Естественно, после участия бегуны не начнут сметать машины из автоцентров. Тем не менее это бег дилера на длительной дистанции. Репутация не формируется за беговой день и даже год. Дилер может получить поддержку СМИ, причём косвенную: опять же, брендированные пейс-кары (машины сопровождения) будут так или иначе попадать на фотографии, логотипы на растяжках, личных номерах бегунов… Не думаю, что сейчас все дилеры ринутся устраивать марафоны, но тенденция может стать положительной.

-14

«Престижный BMW Berlin-Marathon начинался с двухсот восьмидесяти шести участников»

Вернёмся к предстоящему забегу, который состоится 21 сентября. В числе организаторов — БАА и СЗАО «БЕЛДЖИ». Можно подумать, что это просто маркетинговое мероприятие. Как для него выбирали партнёров и составляли оргкомитет?

— СЗАО «БЕЛДЖИ» вошло в оргкомитет мероприятия с момента подписания регламента забега — в конце мая. Личное участие Геннадия Брониславовича было подтверждено чуть позже, пару недель назад.

Организатором подобных любительских состязаний по законодательству может быть только аккредитованная фирма — им стала «Тайминг-компания 42195», которая проводит подобные мероприятия давно и на высоком уровне. Вся соревновательная часть обеспечивается ими, а остальная поддержка — БАА и СЗАО «БЕЛДЖИ».

-15

— Очевидно, что мы сильно завязаны на заводе, ведь предприятию придётся обеспечивать пропускной режим и безопасность. Проведение подобного мероприятия без включения «БЕЛДЖИ» в оргкомитет было бы невозможным. Для БАА — это спортивно-массовое событие, посвящённое юбилею ассоциации.

— Насколько затратны подобные мероприятия?

— В условиях относительно небольшой численности участников в лучшем случае низкорентабельные. Если сводить концы с концами, средств хватит только на организацию самого забега. Когда есть желание насытить мероприятие дополнительными приятными опциями, например, мотивировать атлетов перед стартом эпическими хитами в исполнении Георгия Колдуна, хорошим углеводным питанием и напитками, качественными наградными медалями и так далее, потребуется существенный бюджет. Поэтому нужны спонсоры и партнёры.

Мы пока окончательную смету не свели, но забег хорошего уровня на 500 участников обойдётся в порядка 70—80 тысяч рублей. При такой математике один слот на мероприятие должен стоить 150—160 BYN, но благодаря поддержке партнёров удалось добиться сумм вдвое меньше.

-16

— Я согласен с популярной идеей развивать внутренний туризм. Зачем мне ездить участвовать в Берлинском, Чикагском или каком угодно марафоне, если можно провести такой же по уровню в родной Беларуси. А ведь стоимость регистрации, участия зачастую почти идентичная как за рубежом, так и в нашей стране. Издержки не должны ложиться только на потребителя.

Участвуя в международных забегах, вижу иностранных участников, число которых превышает количество местных бегунов. Получается, и валютная выручка организаторов колоссальная.

Напомню, ныне престижный BMW Berlin-Marathon начинался с двухсот восьмидесяти шести участников. Однако в какой-то момент городские власти Берлина стали всячески способствовать его проведению. Теперь у марафона огромный бюджет, а сфера услуг (гостиничный бизнес, общепит, транспорт, туризм и т. д.) и авиаперевозчики получают существенный денежный спрос.

-17

— Может ли после первого забега AutoRun зародиться хорошая традиция проводить, к примеру, BELGEE Minsk-Marathon, когда все бегут из Жодино в Минск? Дорогу ведь хорошую построили, да и дистанция солидная — 55 км!

— Возможно ли появление марафона, где генеральным спонсором выступит СЗАО «БЕЛДЖИ»? Искренне считаю, что это реально. На мой взгляд, для воплощения этого в жизнь нужны два фактора: Геннадий Брониславович на посту гендиректора предприятия, а также 6-часовое перекрытие трассы по маршруту Минск — Жодино, хотя бы одной полосы.

-18

— С другой стороны, зачем бежать 42 километра в одном направлении по асфальтированному покрытию? Это скучное занятие. Потому не обязательно бежать до территории предприятия: почему бы участникам не финишировать на стадионе БАТЭ в Борисове? Такое усилит и картинку, и впечатления бегунов. Ничто не мешает устраивать марафоны с маршрутом не по шоссе, а мимо исторических достопримечательностей или мест с памятниками белорусской культуры. Пространство для фантазий и идей огромное!

Кстати, на мой взгляд, в ближайшие годы в столице просто обязан появится полноценный марафон по центральным улицам города.

-19

— В каком случае будете считать забег AutoRun успешным?

— Для меня самой эмоциональной частью предстоящего забега AutoRun будет старт маленьких детей. Пусть им понравится. Пусть понравится всем участникам. Тогда и можно считать забег успешным.

Подписывайтесь на наши новости в Telegram