Найти в Дзене
КОСМОС

Почему зрительный контакт такой мощный (и странный)

Оглавление

Новые научные данные раскрывают, когда и почему мы встречаемся глазами — и как взгляд может быть обманчивым

Когда я разговариваю с кем-то, мне нравится смотреть в глаза — видеть, что скрывается за словами. Но когда этот зрительный контакт становится взаимным, в какой-то момент всё может стать неловким. Я внезапно ощущаю сильное, но необъяснимое чувство — стеснение? смущение? чрезмерную близость? — и отвожу взгляд.

«История в деталях» — телеграм канал для тех, кто любит видеть прошлое без прикрас, через неожиданные факты и забытые мелочи. Погружайтесь в историю так, как будто вы там были. Подписывайтесь!

Возможно, вы тоже испытывали эту неловкость. А может, вы из тех, кто вообще избегает зрительного контакта. В любом случае, я давно задаюсь вопросом: почему встреча человеческих глаз может быть такой мощной и одновременно странной? И является ли это навыком, который мы можем — и, возможно, должны — развивать?

В итоге я решил разобраться.

Инструмент общения и навык выживания

Без сомнения, когда речь заходит о невербальном общении, глаза играют ключевую роль. Зрительный контакт давно считается «окном» в истинные намерения человека, а также важным средством коммуникации и сотрудничества. Новые исследования, например, показывают, что при правильном использовании прямой обмен взглядами помогает двум людям действовать более эффективно. А в самых опасных ситуациях он может быть крайне полезным.

Однако зрительный контакт не так прост, как кажется. Когда вы думаете, что ваши глаза «заперты» на чьих-то других, велика вероятность, что на самом деле вы даже не смотрите глаза в глаза — другой человек чаще всего смотрит на ваш рот.

Когда мы встречаемся взглядом во время беседы, наши зрачки расширяются. По данным одного анализа, у тех, кто любит длинные периоды зрительного контакта, расширение происходит быстрее.

Это расширение сигнализирует о моменте вовлеченности, который ученые называют «совместным намерением». Но как только оно возникает, ощущение достигает пика, зрачки начинают сужаться, и мы склонны отводить взгляд, погружаясь в размышления над разговором или думая о том, что сказать дальше.

«Разговор — это творческий акт, в котором люди строят общую историю из независимых голосов, — говорит Талия Уитли, PhD, профессор психологических и когнитивных наук Дартмутского колледжа. — Моменты зрительного контакта кажутся сигналом того, что мы достигли взаимопонимания и готовы внести свой независимый вклад».

Интересно, что другой ряд экспериментов показал: мы на самом деле смотрим в глаза друг другу гораздо реже, чем думаем.

Исследователи попросили пары незнакомцев составить список полезных предметов для воображаемого сценария выживания. Очки с трекерами взгляда фиксировали, смотрят ли участники друг другу в глаза, на рот или куда-то еще. Оказалось, что одновременно они смотрели на лица друг друга всего 12% времени, причем чаще один или оба смотрели именно на рот. В глаза — напрямую — они смотрели лишь 3,5% времени. Однако когда это всё же происходило, они чаще следовали направлению взгляда собеседника в следующий момент.

Это открытие, пусть и кажущееся простым, отражает базовые человеческие черты, уходящие глубоко в эволюцию.

«Мы обнаружили, что прямой зрительный контакт был удивительно редок во время общения, но имел огромное значение для социальной динамики, — говорит Флоренс Мейранд, аспирантка по социальной когнитивистике в Университете Макгилла (Канада). — Даже несколько секунд взгляда глаза в глаза оказываются важным предиктором последующего социального поведения».

Дальнейшие исследования Мейранд и коллег, опубликованные в журнале Communications Psychology, показывают, что «следование за взглядом» — это эволюционный навык выживания, необходимый для понимания психического состояния другого человека без слов. Это было полезно в условиях, когда даже малейший звук мог привлечь хищника.

«Следование за взглядом считается основой нашего социального развития и поведения, — говорит сотрудница Мейранд, профессор психологии Елена Ристич. — Оно помогает нам понимать, что думают, видят или хотят другие, а также соединяться с ними мысленно, поэтому мы быстро и спонтанно следуем туда, куда смотрят другие. Даже младенцы и приматы это делают».

Не то, что вы думаете

Из готовности человека смотреть в глаза, как и из его мимики или жестов, можно многое понять. Но также легко ошибиться.

Крепкое рукопожатие, зрительный контакт и широкая поза — раскинутые руки и ноги — демонстрируют уверенность, даже если её на самом деле нет. А «бегающие глаза» или отведённый взгляд часто считают безошибочным признаком лжи. Но это не так, соглашаются многие эксперты.

Чтобы понять истинные намерения, важно смотреть не только в глаза.

«Важно, что зрительный контакт становится гораздо менее неоднозначным, когда он сочетается с другими сигналами — например, указательным жестом или выразительной мимикой (поднятые брови и т. п.), — поясняет Натаниэль Каруана, когнитивный нейробиолог из Университета Флиндерса в Австралии. — Эти дополнительные сигналы помогают прояснить намерения и делают общение более интуитивным».

Его исследования показывают: при совместной работе с инструментами или объектами наиболее эффективна такая последовательность взгляда: посмотреть на объект, затем в глаза собеседнику, затем снова на объект. Это воспринимается как просьба о помощи — «передай, пожалуйста, инструмент».

Открытие, опубликованное в журнале Royal Society Open Science, имеет куда более глубокие последствия, чем кажется.

«Дело не только в зрительном контакте, — говорит Каруана. — Важно сочетать его с ясными и последовательными визуальными сигналами. Взгляд на человека, затем на объект и обратно делает ваши намерения очевидными и убедительными».

Нагрузка на мозг

Каруана соглашается: зрительный контакт помогает оценивать психическое состояние других. Но это требует больших усилий мозга, что может быть стрессовым и даже утомительным. Это частично объясняет, почему мы так часто отводим глаза. Его исследования показывают огромные различия в том, как часто разные люди смотрят в глаза партнёрам, и как некоторые больше полагаются на жесты, например на указание рукой. А некоторые вообще никогда не смотрели на лицо партнёра.

«Так что хотя зрительный контакт может усиливать коммуникацию, он не является панацеей, — говорит Каруана. — Его значимость зависит от других доступных сигналов и от контекста — будь то дружеский разговор или собеседование на работу, ожидания и потребности будут разными».

Взаимный зрительный контакт в сочетании с другими формами языка тела может быть особенно полезным при спонтанном сотрудничестве — от сборки мебели из IKEA до опасной военной миссии.

«Если один человек смотрит на инструмент, затем встречается взглядом с партнёром и снова смотрит на инструмент, это может подтолкнуть другого к тому, чтобы предугадать его потребности, — объясняет Каруана. — Такая последовательность взгляда часто эффективнее слов и может привести к спонтанной помощи, которая даже не была прямо запрошена. Бывают ситуации, где вербальная коммуникация непрактична — военные или спасательные операции, командные спортивные игры или взаимодействие с людьми с нарушением слуха. В этих случаях быстрая и ясная невербальная коммуникация, включая зрительный контакт, становится жизненно важной».

Я спросил Каруану: старается ли он сам устанавливать зрительный контакт с людьми (незнакомцами, друзьями, коллегами) и изменили ли исследования его отношение к этому?

«Не особенно», — ответил он.

Что?

«Это может показаться парадоксальным, — продолжил он. — Хотя я посвятил значительную часть карьеры изучению направления взгляда и зрительного контакта, недавние исследования помогли мне понять его роль. Зрительный контакт силён, но он не всегда необходим. На самом деле мы часто отводим взгляд во время разговора, чтобы освободить когнитивные ресурсы для мыслей и речи».

Это обнадёживает моего внутреннего интроверта. И, надеюсь, поможет вам взглянуть на цель, значение и странность зрительного контакта новыми глазами.