Найти в Дзене
Журнал «Фотон»

Следовать заветам Ленина сегодня — значит отрицать реальность и марксизм. Развить его идеи — вот долг прогрессивного человечества

Марксизм есть прежде всего наука о всеобщих законах развития материи, и метод ее познания – материалистическая диалектика. Его сила не в застывших догмах прошлого века, а в способности вскрывать внутренние противоречия конкретных форм движения материи здесь и сейчас, будь то природные явления, общественные формации или процессы мышления. Путать этот живой метод познания с конкретными политэкономическими выводами, сделанными на основе анализа конкретного исторического момента – грубая, распространенная ошибка. Это все равно, что принять частное решение сложной математической задачи за саму математику. Ленин блестяще применил метод марксизма к эпохе национально-государственного империализма, выявив его суть как новейшую стадию капитализма того времени, порожденную концентрацией производства и слиянием банковского капитала с промышленным, экспортом капитала и борьбой монополий за передел мира.

Действительно, ленинский анализ опирался на реалии мира, где национальное буржуазное государство было основной, относительно самостоятельной политэкономической единицей. Капитал, перерастая национальные рамки, сталкивал эти государства в империалистические войны за рынки, ресурсы и сферы влияния. Ленин, исходя из конкретного анализа противоречий той эпохи, видел в этих войнах и кризисах преддверие пролетарских революций, полагая, что взаимное ослабление империалистических хищников откроет дорогу трудящимся. И на определенном участке истории – в России, обескровленной мировой войной, – этот прогноз сбылся. Однако диалектика материального развития пошла иным путем в остальном капиталистическом мире. Вместо тотальной взаимной деструкции капитал нашел иные формы разрешения своих антагонизмов.

Количественное накопление изменений – невиданный рост производительных сил, углубление международного разделения труда, революция в транспорте и связи – привело к качественному скачку. Национальное государство утратило роль главной политэкономической крепости буржуазии. Его экономическая «независимость» стала иллюзией. Современные государства превратились в узлы гигантской сети транснационального производства и распределения, управляемой спрутами ТНК. Детали собираются на одном континенте, софт пишется на другом, а прибыль аккумулируется в оффшорах третьего. Это уже не просто «обмен излишками» между национальными хозяйствами, а единый, глубоко интегрированный мировой производственный организм, где национальные экономики – лишь его функциональные органы. Старая ленинская модель империализма как войны национальных монополий требовала осмысления в новых условиях.

Так возник ультраимпериализм – система глобального господства транснационального капитала, где национальные государства и их буржуазии стали прежде всего моментами, функционерами в самодвижении глобального капитала. Противоречия не исчезли, но приобрели иную форму. Классовая борьба пролетариата все теснее переплеталась, но одновременно усложнялась из-за искусственно насаждаемой сегментации рабочего класса по национальному и иному признакам. Главным антагонизмом стало противоречие между общественным характером глобального производства и частной транснациональной формой присвоения его результатов. Всеобщее – мировая экономическая система, диктуемая логикой ТНК, – стало подчинять себе частное – экономические интересы и политику отдельных государств. Это был исторический скачок, потребовавший применения марксистского метода к новой конкретике.

-2

Сегодня мы наблюдаем диалектику распада этого ультраимпериалистического порядка. Его внутренние противоречия – кризисы перепроизводства, финансовые пузыри, обостряющееся неравенство, экологическая катастрофа – породили центробежные силы. Националистические бунты буржуазных элит отдельных стран (СВО, трампизм, брекзит) – это попытка разорвать удушающие путы глобализации по-капиталистически, реакционная по форме, но объективно расшатывающая диктатуру ТНК. Это не возврат к старому национальному империализму Ленина, а мучительный переход к чему-то новому на более высоком витке спирали, где элементы старого империализма (национализм, протекционизм, военные конфликты) проявляются в условиях уже сложившейся глобальной взаимозависимости. Игнорировать эту новую конкретную реальность – значит впадать в догматизм.

Отсюда проистекает главная теоретическая ошибка наших дней: попытка анализировать современность либо через призму устаревших ленинских схем о национальном империализме, либо через мистифицирующую геополитику, подменяющую классовую борьбу столкновением абстрактных «цивилизаций». Догматики цепляются за букву Ленина, забыв о духе его метода – о необходимости конкретного анализа конкретной ситуации. Геополитики же вовсе отбрасывают материалистическую основу, скатываясь в идеализм, объясняя мир волей вождей или «вечными» культурными кодами. Обе позиции мертвы, ибо не видят движущей силы – противоречий глобального капитала и классовой борьбы в новых условиях.

Диалектический урок для марксистов-практиков очевиден. Мы обязаны не повторять классиков, а развивать теорию, применяя незыблемый метод материалистической диалектики к новым формам движения материи – к глобальной системе ТНК, ее кризису и распаду. Сущность империализма как паразитического, загнивающего капитализма сохраняется, но его конкретно-историческая форма радикально изменилась. Наша задача – выявить специфические законы развития и противоречия этой новой фазы, проанализировать характер классовых антагонизмов в эпоху глобальных цепочек стоимости и цифрового капитала, понять формы организации и борьбы интернационального пролетариата. Это и есть подлинное продолжение дела Ленина – не буквоедство, а творческое применение могучего марксистского метода. Мы попытались сделать это в нашей книге, с которой рекомендуем ознакомиться абсолютно бесплатно по этой ссылке.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Также рекомендуем переходить на наш сайт, где более подробно изложены наши теоретические воззрения - https://tukaton.ru

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429